Интервью телеканала «КРТ» с заведующим канцелярией Донецкой Епархии диаконом Алексеем Марком
Существует такое понятие православная фотография. Что это такое? Темы или особый взгляд на все предметы мира?
В церковном догматическом учении существует такой раздел, как богословие образа. Исходя из этого, каждый одухотворенный человек, созданный по образу и подобию Божию, мыслит образами и воспринимает их. Возьмем к примеру икону это тоже образ. Человек, молящийся перед иконой, воспринимает образ Божий и обращается уже не к самому изображению, а к Тому, Кто изображен, то есть к Самому Богу. Фотография это тоже икона, это образ всего сотворенного Богом, и, соприкасаясь с ней, зритель соприкасается с окружающим его миром и прославляет своего Творца.
Конечно, не все в мире достойно запечатления на фотографии, но наша задача и состоит в том, чтобы донести зрителю образ, который откроет для него мудрый и дивный промысел Творца и величие созданной Им вселенной.
Вы фотограф при Донецкой Епархии. Какова специфика вашей работы?
Можно сказать, что наша специфика не многим отличается от обычной репортерской деятельности. В наших фотоотчетах, которые используются в епархиальных печатных и онлайновых периодических изданиях, мы освещаем основные церковные события и праздники, освящения храмов, приезды официальных лиц во время их встреч с духовенством, а также совместные мероприятия, проводимые Церковью и общественными организациями. Последнюю большую фото- и видеосессию наша съемочная группа проводила во время архипастырского визита в Донецкую область Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира в декабре минувшего года.
Помимо работы, остается ли время фотографировать для души? Какой Ваш любимый жанр?
Конечно, иногда сожалеешь, что очень часто не хватает времени для творческих прогулок с фотоаппаратом, поэтому зачастую это приходится совмещать со служебными поездками или перемещениями. А фотографируешь в основном не для души, а для того, чтобы что-то донести до других, ведь фотография тоже может служить формой проповеди. Фотографировать нравится природу в ранние утренние часы или в сумерки. Также интересна ночная съемка со штативом. Порой ужасаешься, с какой быстротой всепроникающая реклама оставляет все меньше «свободног» места в нашей жизни.
Как чаще бывает: специально выбираетесь на фотосессию, либо что-то понравилось идете с фотоаппаратом? То есть, если говорить о художественной фотографии, что раньше: тема, потом материал, либо жизнь сама подсказывает сюжеты?
Как правило, невозможно придумать такой пейзаж, который сразу можно было бы пойти и сфотографировать, и наоборот если, как говорите, что-то понравилось, то, как правило, под рукой не оказывается фотоаппарата, и в следующий раз то же самое уже не застанешь. Поэтому при возможности стараюсь носить с собой фотоаппарат, поскольку нужное мгновение порой длится секунды.
В художественной фотографии, конечно, неприменим школьный принцип: «Дети, а сейчас мы все рисуем то-то и то-то», хотя, как я уже говорил, исходя из специфики, иногда приходится фотографировать на заданные темы.
Существует много направлений в фотографии, многие люди увлекаются. Но есть просто слепое копирование природы, а есть фотографии, которые несут в себе мысль? Можно научиться понимать фотографию?
Путь к пониманию образа индивидуален для каждого человека, нельзя утверждать, что кто-то неспособен к такому пониманию. Но оно зависит от многих условий от душевного и духовного состояния человека, его жизненных идеалов и устремлений. Фотограф это тоже художник, который заставляет взглянуть на бесчисленные грани мироздания по-иному, который представляет зрителю казалось бы уже давно примелькавшийся мир в совершенно новом и неожиданном свете, мир, в котором самая мельчайшая песчинка имеет свою важность.
Какое фото Вам ближе черно-белое или цветное?
Здесь следует отметить, что в фотографии самое важное это образ, а цвет это всего лишь средство. Поэтому для передачи образа зачастую достаточно монохромной гаммы, способной с не меньшим эффектом передать настроение или тот или иной жизненный момент. В качестве наглядного примера мы можем проанализировать историю визуализации информации в последние годы, когда бурное развитие цветной фотографии и печати привело к перенасыщению цветом, который красочной гаммой появлялся везде, где только возможно. И теперь в сознании человека более стильным и броским будет монохромное изображение, со, скажем незначительными цветными фрагментами. Но лично мне в силу специфики моей деятельности чаще приходится фотографировать в цвете.
Если бы была возможность попасть в любую точку земного шара, что бы Вы хотели снять?
Меня не тяготят шумные мировые мегаполисы и другие скопления цивилизации, поскольку мы всего этого уже насмотрелись и насытились вдоволь. В моих воспоминаниях навсегда останется паломническая поездка на остров Валаам, где удалось прикоснуться к суровой, но очень тонкой и еще не поврежденной северной природе, освященной вековыми молитвами преподобных подвижников. Наверное, не могу определенно сказать, в какую точку земного шара я хотел бы попасть, но, скорее всего, это было бы то место, где еще не ступала нога человека.
Некоторые фотографы с появлением цифрового фото отказались от пленки. Каково Ваше отношение?
В настоящее время существует множество ярых поклонников как цифровой, так и пленочной фотографии, и чтобы не обидеть ни тех, ни других, я скажу так. Безусловно, сейчас существуют области, в которых пленочная фотография пока что превосходит цифровую, и наоборот там, где цифровой съемке нет равных. Могу порекомендовать следующее любителям пленочной фотографии не фотографировать на «мыльницы», а поклонникам цифровой не гнаться за «лишними» мегапикселами это вредно.
15 марта 2006 г.