Преподобноисповедник Иоиль жил в эпоху, когда уже начинали обнаруживаться кризисные явления в монашестве, однако были и истинные подвижники благочестия, твердые в вере и любви к Богу. Одним из таких подвижников-пастырей предстает перед нами отец Иоиль Озерянский.
Архимандрит Иоиль - один из выдающихся cвятогорских настоятелей XVII века, первый исследователь истории Святогорского монастыря. Он настолько был известен как ревностный благоустроитель Святых Гор, что в святогорском Синодике 1710 года прежде всех других настоятелей записан "род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянского".
Зная архимандрита Иоиля как опытного и в духовной жизни, и в попечениях о внешнем благоустройстве, харьковский полковник Григорий Иерофеевич Донец около 1663 года вызывал его с несколькими святогорцами для основания Куряжского монастыря возле города Харькова.
Отец Иоиль всей душой принадлежал монашеству, любил его и ревностно старался о должном иноческом устроении тех обителей, которые были вверены его попечению во время его земной деятельности. Однако он недолго служил в Куряже и перешел во Святые Горы. По грамотам 1679 года мы видим архимандрита Иоиля уже настоятелем Святогорского монастыря. Скромна и убога была тогда Святогорская обитель: среди гор, над рекой Северский Донец высилась меловая скала, в скале прорублены пещерные ходы и высечена церковь с трапезою и несколькими кельями, в прорубленные окна которых, на север, открывались необозримые пространства, поросшие непроходимыми лесами - таков был вид Святогорского монастыря в XVII веке.
До конца своих дней архимандрит Иоиль усердно заботился о благоустройстве Святых Гор, о сооружении заложенного им в 1679 году Петро-Павловского храма. Об этом свидетельствует большое количество просительных грамот к Русским Государям, написанных им по разным нуждам обители. В 1679 году отец Иоиль, чтобы представить полный доклад с прошением Государю, впервые описывает историю Святогорского монастыря.
Истинный любитель монашества, архимандрит Иоиль, несмотря на крайнюю нищету пещерного Святогорского монастыря, не хотел его оставлять и способствовать его запустению, но деятельно, наравне с простыми братиями участвовал в несении выпавших на его долю тягот и скорбей, суровой иноческой жизни в холодных, сырых пещерах, терпел голод, жажду, затруднения, лишения и даже ропот братии, которая уже хотела покинуть монастырь из-за отсутствия необходимого пропитания. Решимость его подвизаться в пустыни и терпеть всякое искушение и всякий труд служили примером для всей братии, жившей и спасавшейся рядом с ним. Они, видя его в посте, молитве и постоянных трудах, не оставляли места своего, но старались подражать ему.
Немногие, только краткие сведения о жизни Святогорского монастыря в то время находятся в различных грамотах архимандрита Иоиля. Так, с его слов известно, например, что численность братии вместе со сторожами, которых было 6, едва превышала 30 человек. Отец Иоиль писал: "А ныне их в том монастыре архимандрит, и иноческого чину 15 человек, да мирских работников наемных людей для работы живет человек по 10 и меньши и больши". Другое письменное его свидетельство уточняет, что иноки были "старцы русские и иноземцы" по национальности.
О некоторых трудностях жизни в пещерах можно иметь представление из слов самого настоятеля архимандрита Иоиля, который писал, что Святые Горы - "место водою скудное, живучи де в том монастыре он, архимандрит з братиею, из реки Северского Донца носят воду по лестнице на себе бочками 600 ступеней по мере с 200 сажень. И в монастыре водою великое оскудение, а телегою и саньми взвозить не мочно, и учинены лестницы, и вгору ходят по одному человеку".
Одним из главных подвигов жизни архимандрита Иоиля стало исповедничество. Что же, в сущности, представляет этот подвиг исповедничества, который принял на себя преподобный отец Иоиль? Соблюсти чистой и непорочной святую Православную христианскую веру в татарском плену, среди враждебных мусульман, претерпевая от них в течение двух лет мучения, озлобления и лишения.
Несомненно, что действенным выражением и свидетельством молитвенного и исповеднического подвига архимандрита Иоиля было не только время его пребывания в плену, но и весь его жизненный путь. Всегда и везде его отличала глубокая и чистая вера, искренняя любовь к ближним, жертвенное служение Церкви и святым обителям, которыми ему приходилось управлять. Собственно, исповедничество, татарский плен, страдания и мучения, чинившиеся ему иноверными мусульманами за одно только имя "христианин", явились чистейшим алмазом в драгоценном венце многих других его духовных подвигов. Этому в значительной мере содействовала историческая эпоха постоянных татарских нашествий на христианские земли Святой Руси, явившая миру многих мучеников и исповедников за веру.
Несмотря на неоднократные случаи запустения обители то ли от моровых язв, то ли из-за татарских погромов, то ли по причине закрытия ее в XVIII веке, при которых исчезали и документальные свидетельства о предшествующих насельниках и настоятелях обители, народная память благодарно сохранила краткие сведения о приснопоминаемом отце Иоиле. С благоговением люди относились к его памяти, почитали место погребения его, которое после случившегося в XIX веке провала обнаружило нетленность его святых мощей вместе с архимандритами Фаддеем и Рафаилом. Их святые мощи было предложено братией положить на вскрытии в храме, но благословением настоятеля их оставили на прежнем месте, обозначив его нишей с иконой и лампадой. К сожалению, в настоящее время из-за перестроек корпусов в советский период и снос самого братского кладбища место погребения пока не найдено.
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования с числе прочих в лике преподобноисповедника архимандрита Иоиля (Озерянского)» Память Собора Святогорских святых принято отмечать ежегодно 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.).