Преподобноисповедник Трифон (в миру Скрипченко Тихон Васильевич) родился в 1865 году в селе Прорубь Сумского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. С 1890 года Тихон становится насельником Святогорской пустыни. Приняв монашеский постриг и иеромонашеский сан, отец Трифон в 1909 году был избран братией четвертым настоятелем Святогорской пустыни после ее возобновления в 1844 году.
В годы настоятельства архимандрита Трифона обитель находилась в полном своем расцвете и отличалась не только внешней благоустроенностью, но славилась и строгой высокодуховной жизнью монашествующих. Строгий богослужебный устав, заимствованный от Глинской пустыни, подобный Афонскому, соблюдался при архимандрите Трифоне столь же ревностно, как и при его предшественниках.
События 1917 года и приход новой советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с 1917 года. С этого времени для архимандрита Трифона начинается путь исповедничества.
Примером того, что пережил отец Трифон в годы разорения обители (1917-1922 гг.) служит одна из записей монастырского летописца иеродиакона Луки (Грицкевича):
"В полчаса четвертаго 2/15 января (1919 г. - прим. авт.) вечера из-за моста к воротам гостиницы на шестнадцати подводах подъехали шестьдесят хорошо вооруженных, одетых частью в военную форму, частью по-штатски молодых людей… Около восьми часов утра очередной иеромонах совершил проскомидию поздней Литургии и иеродиакон, выйдя на амвон, провозгласил: "Благослови, Владыко",- как вдруг бандиты явились в храм, набросились на священнослужителей и начали тащить их в ризах вон из церкви, но затем по просьбе дали им разоблачиться и выгнали на тротуар, куда согнали всех монашествующих (с настоятелем архимандритом Трифоном, казначеем игуменом Герасимом, духовником иеромонахом Каллистом), поставили в ряды и начали обучать воинским приемам; причем, над многими чинились разныя пытки: били, толкали, разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила, уксус. Так продолжалось до двух часов дня. После этого погнали всех в трапезную церковь, где вновь подвергались издевательствам, какия только могли тогда бандиты изобресть, особенно на настоятеля извергалась разная хула и ругательства".
|
8-12 июня 1922 года в городе Бахмуте состоялось судебное заседание Донецкого Губернского РевТрибунала. Судили 9 человек святогорской братии во главе с архимандритом Трифоном. Главное обвинение - сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим. Приговор был вынесен после 6-дневного суда, который приговорил архимандрита Трифона (Скрипченко) к 2 годам принудительных работ с лишением свободы.
Перед закрытием монастыря архимандрит Трифон постриг в монашество своего будущего преемника - послушника Тихона Стрельцова. При постриге он был наречен Иоанном. В 1926 году по ходатайству отца Трифона отец Иоанн был рукоположен в сан иеромонаха, и стал "временно исполняющим должность настоятеля Успенской общежительной пустыни в Святых Горах при Всехсвятской церкви". В 1931 году была закрыта и эта последняя святогорская церковь.
В это время, по свидетельству некоторых духовных чад, отец Трифон был осужден и сослан на каторжные работы. После каторги ему было запрещено возвращаться в родную Харьковскую область. Не желая поселиться далеко от Святогорской обители, он избрал для жительства село Сватова Лучка, находившееся в 70 километрах от Святогорья, но уже в другой области - Луганской. Здесь он жил до конца своих дней. Мирно почил отец Трифон в воскресный день 1/14 мая 1939 года в 4 часа дня. Некоторые скудные сведения о нем находятся в дневниках архидиакона Авраамия, также претерпевшего изгнание из святой обители вместе с архимандритом Трифоном и другими братиями:
"Покойный наш настоятель Трифон также долго скитался, не имея где главы подклонити, жил в пустынях гор Кавказа, но и оттуда был изгнан и преследуем. Наконец, по многом скитании, после уз осел в селе Сватова Лучка на приходе, где и окончил свое земное назначение, скончався в старости на 74-м году от рождения…
Сей муж был прост, кроток, смирен и начитан Словом Божиим. Затруднительныя положения и обстоятельства не позволили никому из нас, духовных чад твоих, поприсутствовать и отдать последний сыновний долг тебе в скромной твоей кончине. Чужия совершили и окончили твое последнее… Сырая убогая могила в том же селе приняла твой охладевший прах. Мир праху твоему, любезный отче! Никого мы уже по тебе не изберем, но как пчелы без матки окончим и мы дни свои…"
В тот же самый день, когда хоронили архимандрита Трифона, была закрыта церковь села Сватова Лучка, и с нее были сброшены на землю железные кресты.
Один из них был поставлен на могиле скончавшегося в изгнании настоятеля-исповедника. Благодаря этому спустя 63 года новая братия Святогорской обители без особых затруднений смогла отыскать среди других погребенных могилу архимандрита Трифона. Она находилась в одном ряду с могилами его почивших духовных чад, многие из которых были тайно пострижены отцом Трифоном. Место погребения с благоговением почитается православными христианами.
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования с числе прочих в лике преподобноисповедников архимандрита Трифона (Скрипченко)». Память Собора Святогорских святых принято отмечать ежегодно 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.).