Свято-Успенская-Николо-Васильевская обитель села Никольское Донецкой епархии. Здесь служил Богу, строил храмы, принимал людей, исцелял, исповедовал известный далеко за пределами Украины схиархимандрит Зосима (Сокур). Его не стало ровно 4 года назад в день Погребения Божией Матери. А люди до сих пор говорят: "Еду в Никольское, к батюшке Зосиме", как будто он жив, выйдет сейчас из кельи, коснется твоей руки, благословит, ответит на вопрос, который ты еще и задать не успел.
Те, кому довелось быть с ним знакомым, говорят, что он был прозорлив. Одним своим благословением менял судьбы. Молитвой исцелял болезни. А для себя у Бога ничего не просил ни здоровья, ни достатка. Ходил в заношенной, порыжелой от времени рясе. Строжайший пост. Непрекращающаяся молитва. Спал по два-четыре часа в сутки, а иногда и совсем не ложился.
На ногах у старца были незаживающие открытые раны последствия его пребывания в тюрьмах "за пропаганду религиозного дурмана". Однажды врач, увидев эти раны, ахнула: "Чем же вы ходите?!" "Духом Святым", ответил старец. Он и впрямь последние годы держался только с Божией помощью. Отбитые, простуженные почки отказывались функционировать. На спине вырос горб. В последнее время он передвигался в инвалидной коляске, но все равно не производил впечатления больного и немощного человека. Наоборот, к нему шли за утешением и помощью больные и здоровые, верующие и не очень, рабочие и интеллигенты
И для каждого он находил нужные слова. У людей изменялись характер, отношение к жизни. Проповеди старца трогали самые ожесточенные сердца.
|
Глядя на нынешнюю красоту и великолепие монастырской территории, трудно представить, что когда в 1987 году схиархимандрит Зосима приехал сюда, его встретила мерзость запустения. Вместо построенных до революции храмов стояли развалины. Власти отправили его в Никольское именно потому, что село стояло на отшибе. Уж сюда-то к Зосиме не будут ездить. А когда все-таки поехали, то стали отменять даже автобусные рейсы в райцентр. Но "устный телеграф" запретить невозможно, а молва об удивительном старце расходилась все дальше и дальше.
|
Вскоре на заброшенном голом месте выросли храмы, часовни, трапезная, Дом милосердия. Батюшка Зосима создал здесь два монастыря мужской и женский.
Его отец погиб в Великой Отечественной войне, так и не успев увидеть сына. Мать простая верующая крестьянка родила мальчика в тюрьме, где отбывала срок "за религиозную пропаганду". Вся ее вина состояла в том, что женщина ходила на тайные ночные моления монахинь, которые жили в их селе. Так среди подвига исповедничества, среди уз и страданий за имя Христово появился на свет будущий схимник, мужественный исповедник православной веры, Ваня Сокур, как его тогда звали в миру. Это была жизнь, с рождения посвященная Богу. Школа, семинария, принятие монашества
Перед молодым кандидатом богословия открывались, казалось, прекрасные перспективы. Он выбрал путь простого сельского батюшки и ничем, кроме молитвы, не защищенный, противостоял мощной богоборческой силе.
Старцу Зосиме было 58 лет. Он точно предсказал день и час своей кончины, сказал, что в эту минуту остановятся часы на его столике в алтаре. Так и произошло.
"Любовь превыше всего!" часто повторял старец. Обычно, по обету, данному еще в семинарии, он на письма не отвечал, просто молился за всех, кто обращался к нему за молитвой и поддержкой. Но сохранилось его единственное письмо, ответ-наставление на извечный вопрос: "Как жить? Как спастись?" "Научись, писал он, терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко
".
Он всегда говорил: "А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите и я услышу, помогу". И помогает. Иначе, отчего же к часовне-усыпальнице, где покоится старец, струится нескончаемый человеческий поток? Перед входом люди снимают обувь и благоговейно проходят к лежащей на полу белой мраморной плите с высеченными на ней золотыми буквами: "В сей усыпальнице покоится Всечестной отец наш схиархимандрит Зосима
"