Когда пересекаешь украинско-российскую границу, почему-то возникает интересное ощущение: хочется пошире раскинуть руки и вздохнуть полной грудью. Некоторые говорят, будто это оттого, что в России благодати больше. Не знаю, я на это смотрю по-другому. Святая Русь неразделима, и сколько границ ни ставь, как ни называй формально разные государства, духовная связь их останется неразрывной. А свободней чувствуется в России от ощущения бескрайности этого огромного пространства, раскинувшегося на треть самого крупного континента.
Сколько святынь хранит эта поистине святая земля! Трудно представить, сколько нужно времени, чтобы обойти одну лишь Первопрестольную; сколько Божьих угодников дала она миру! А Золотое Кольцо, сияющее сотнями золотых куполов; далекие Соловки, освященные не только молитвами тысяч смиренных иноков, но и кровью новомучеников прошлого столетья; дивное Дивеево, четвертый Удел Пресвятой Богородицы
Да разве все перечислишь?
Есть места, окруженные громкой славой, где стремится побывать огромное число паломников, там всегда многолюдно, часто храмы украшены красиво и даже пышно, благословение Божие видно, как говорится, «чувственными очами». А есть места такие, о которых и говорят мало, и посещают их не так массово; здесь тихо и скромно, но слава Божия, Благодать Его ощутимы не внешними чувствами, а душой. Такой вот святыней, окруженной негромкой, но великой Божьей Славой, слывут вот уже шестое столетие Животворящий Крест Господень и икона Святителя Николая, чудесно явленные в глуши Ярославских лесов посреди болота.
Сейчас, чтобы поклониться им, едут в Годеново маленькое село под Переславлем-Залесским, где несут свое служение горстка насельниц Никольского монастыря; раньше же святыни находились в Никольском Погосте, на месте обретения. Впрочем, обо всем по порядку.
Случилось это 29 мая (11 июня по «новому» календарю) 1423 года. Пасли мужики невдалеке от Сахотского болота скот, как вдруг увидели невдалеке чудесное явление: «Явился от греческой стороны от неба до земли свет несказанный и стоял на болоте». Поняв, что Господь совершил какое-то чудо, поспешили они к месту явления. Места были непроходимые: чащи лесные, топи болотные, однако, пораженные чудом, люди все же дошли до места, как явился вдруг посреди света на воздухе Животворящий Крест Господень с Распятием, а перед ним образ Святителя и Чудотворца Николая. Придя в себя от охватившего их ужаса, пастухи услышали голос от Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий
Идите и расскажите об этом всем людям, чтобы на месте этом поставили церковь Мою и не напрасно явление было». Обещал Господь даровать на этом месте и исцеления за молитвы Святителя Николая.
Придя в свое село, рассказали пастухи о явлении, и пошли крестьяне к епископу Ростовскому за разрешением на строительство храма. Услышав о таком чуде, архиерей прославил Бога и благословил строить церковь Божию в честь Святителя и Чудотворца Николая с приделом в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Однако строители, придя на место Явления, решили, что посреди болота храм не выстроить, и стали возводить его неподалеку где было подходящее место. На следующий же день, придя на место постройки, они не нашли от начатой работы ни щепки. Увидев на месте первого Чуда снова благодатное сияние, направились к болоту и нашли там посреди топи начатое ими строительство, и снова явился Крест, и был от него Голос, повелевавший строить храм здесь. В ту же ночь случилась буря, поток унес воду, а на благословенном месте вырос холм, где уже без труда можно было продолжать постройку. Вскоре близ этого места образовалось и село Никольский Погост.
В возведенной церкви были поставлены обретенные святыни, даровавшие многочисленные исцеления людям, приходившим поклониться им и помолиться об избавлении от недугов. Сразу же усердные клирики стали вести и книгу, где записывались чудеса, подаваемые Богом от святых Креста и образа Святителя Николая.
Около восьмидесяти лет простояла добротная, из дубового дерева сложенная церковь, как случился в ней пожар и превратил в пепелище. Сгорела и книга с летописью чудес; вынести удалось лишь некоторые иконы (среди них была и чудесно явленная с Крестом икона Святителя Николая). Крест же святой явил новое чудо: когда церковники, спасавшие святыни от огня, вошли в пожарище и попытались его вынести, то не смогли даже сдвинуть с места и, едва сами выйдя, стояли и горевали об утрате, оплакивали грехи свои, за которые, как они думали, отнимает у них Бог Свою Святыню. Через несколько дней пришли люди на место, где прежде был храм, а теперь зияла гора пепла, и стали искать уцелевшие вещи и каково же было изумление, сколько радости было, когда нашли они Крест Господень целым и не поврежденным от пожара! И снова на этом чудном месте был возведен храм Божий, куда перенесли уцелевшие святыни. Позже здесь построили каменную церковь в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя Святителя Николая, простоявшую аж до начала ХХ века. И собирались сюда со всех концов Руси богомольцы, дабы поклониться святыням, явленным с Небес, помолиться Богу о своих нуждах и сохранить в своих душах благодать, обильно подаваемую Богом всем просящим.
Да, видно, поиссякли было на Руси богомольцы, раз постигли наш народ такие несчастья. Охваченные страстью разрушения, большевики сметали на своем пути все, что возводилось и хранилось веками множеством поколений их предков. Смели богоборцы с лица земли и здешний храм осталась лишь полуразрушенная колокольня на нерукотворном холме, выросшем за одну ночь посреди болота
Сам же Крест, как и икона Святителя Николая, уцелел, претерпев немыслимые издевательства. Его пытались порубить на куски, сжечь, обливали соляной кислотой; однажды какой-то «смельчак» попытался отпилить мизинец на ноге Спасителя ¾ и в тот же день у него самого на ноге возникла гангрена. Липовый же крест незамысловатой работы, пройдя через все испытания, остался невредим и был сохранен в храме св. Иоанна Златоуста в Годеново, невдалеке от места обретения. Здесь он находится и поныне.
Этот храм подворье Переславского Свято-Никольского женского монастыря. Сейчас он, как и монастырь на месте явления Креста, только восстанавливается; везде видна нужда, но видна и помощь Божья, попечение о святом месте.
Мы входим в церковь, и первое время не видим ничего, кроме Животворящего Креста и Распятия на нем. Где-то там, за гущами Ярославских лесов, остались все житейские невзгоды и неурядицы; о них если и помнишь, то как-то совсем по-другому: они не тяготят, как обычно, а просто как бы издалека напоминают о себе: «Вот, об этом помолись». Редко когда нам дается чувством понять слова Спасителя: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30).
Стоять здесь, у Креста, можно бесконечно долго. Но назойливое время напоминает о себе, и приходится уходить; лишь помолишься напоследок, чтобы Господь, неисповедимыми путями Своими, когда-нибудь снова привел тебя сюда. А пока же остается только память о великой Святыне и благоговейное чувство перед Богом, осенившим нашу Святую Русь такой благодатью и до сих пор хранящим ее в надежде на то, что богомольцы все-таки не иссякнут.