Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
логотип фестиваля

В начале было слово / Нина Краснова

Евангелие для Фомы

Как-то святителя Луку (Войно-Ясенецкого), «попа и профессора», как его называли, спросили, как он (образованный человек!) верит в Бога, если не видел Его? «Бога я действительно не видел, – спокойно ответил он, – но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не обнаруживал там ума».

Действительно, в наш «ученый» век мало кто примет какое-то слово на веру, не убедившись в том лично. Почему-то принято считать, что наука и религия несовместимы. Но ведь вот что удивляет: большинство ученых с мировым именем были людьми верующими, и чем более вникали они в законы природы, тем более убеждались в том, что непременно есть в этом мире Тот, Кто создал Вселенную такой гармоничной, вот только известно это немногим…

Не будем сейчас рассматривать плоды научно-религиозных исканий физиков и математиков, астрономов и биологов, а обратимся к истории. Сложная работа у историков, неблагодарная: их знания нельзя проверить путем опытов и наблюдений, к тому же есть большой соблазн приписать что-то свое, прокомментировать события как-то по-своему – в общем, порой бывает трудновато поверить в достоверность всего, что они нам порасскажут. Но и тут дело не безнадега: и, как и во всякой науке, в истории есть свои критерии оценки достоверности фактов. Ведь можно же проверить, кто автор первоисточника: был ли он очевидцем (или хотя бы современником) описываемых событий, или простым собирателем фольклора? Насколько он был легковерен или, наоборот, «дотошен» в своих изысканиях? Как часты упоминания о данном событии у различных историков и насколько они различны или, наоборот, аналогичны? Какой отклик нашло происшедшее в дальнейшей истории? И, наконец, есть ли какие-то материальные свидетельства кроме текстов?

Наверное, для многих будет неожиданностью то, что на сегодняшний день из всех исторических документов античности Евангелие является наиболее точным и достоверным. До нас дошло более 25000 списков этих трудов, причем разночтения в них совершенно незначительны. Евангелисты Матфей и Иоанн были непосредственными участниками событий, Марк – ближайшим помощником Апостола Петра, а Лука писал свой первый труд на основе тщательного анализа рассказов многих очевидцев, в Деяниях же принимал участие сам лично. Евангельские события находят подтверждение у древнеримских историков Тацита, Плиния Младшего и Светония. Но самое интересное, что сохранились многие «вещественные доказательства» истинности тех событий, о которых мы читаем в Евангелии: в Московском Кремле до революции 1917 г. находился хитон Иисуса Христа, в Риме по сей день хранятся ясли, служившие колыбелью Божественному Младенцу в Вифлееме, а на Афоне – дары, принесенные в дар Христу мудрецами с Востока.

…Итак, древний город Вифлеем. Обычно небольшой и тихий, в те дни он был наполнен людьми. Со всего Израиля стеклись в него потомки царственного рода пророка Давида для того, чтобы принять участие в переписи населения. «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:2), – уточняет Апостол, как бы предупреждая наши сомнения. В одном из хлевов нашли свой приют престарелый Иосиф и обрученная ему Мария, Дева, Которая вот-вот должна была родить Ребенка, Богомладенца Иисуса – не нашлось для них места в гостинице. Там же Она и родила.

«…И спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Лк. 2:7), – читаем мы в Евангелии, и вот оно – очевидное свидетельство чудесности Рождения Христа. Любая женщина-мать поймет и другим скажет, что невозможно после родов, даже самых легких, тотчас же подняться и ухаживать за дитям.

А вскоре еще и гости пришли, чтобы поклониться Рожденному Богомладенцу. Сперва – местные пастухи, узнавшие о пришествии в мир Спасителя от самого Ангела Господня. Как и было обещано, увидели они Чудесного Младенца, лежавшего в убогой кормушке для скота. Позднее прибыли и волхвы – восточные мудрецы, проделавшие огромный путь для того, чтобы поклониться Царю, над Которым загорелась необычайной красоты звезда (история сохранила даже имена этих людей: Валтасар, Гаспар и Мельхиор). Удивительный набор принесли они в дар Христу с далекого Востока: золото, ладан и смирну.

Известно, что ладан – благовонная смола особого дерева – используется на богослужениях для каждения, а смирна – дорогое благовонное масло, которым помазывали умерших, что такое золото – особо разъяснять не приходится. Итак: золото – дар Царю, ладан – Богу, смирна – Тому, Которому предстояло умереть за человечество. Кто вдохновил этих троих человек на такой дальний путь, кто вразумил их принести именно такие подарки Новорожденному? Историки оставляют нам самим постигать это, а вот дары – молчаливый свидетель того, что волхвы не ошиблись – по сей день напоминают об одном из самых великих и радостных событий в истории человечества.

Золото – двадцать восемь небольших (5 на 7 сантиметров) пластин разной формы – трапеция, четырехугольник, многоугольник… На каждой – тончайший филигранный орнамент, который ни разу не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.

Их бережно хранила всю Свою жизнь Божия Матерь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились примерно до 400 года. В это время византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. В 1204 году честные дары вместе с другими святынями были перевезены в вифинский город Никею – город, который стал временной столицей Византии, и находились там около шестидесяти лет. После изгнания латинян из Константинополя дары были возвращены в столицу и находились в ней до взятия Царьграда турками в 1453 году. После падения Византии вдова султана Амурата (отца Магомета II, завоевателя Востока) Мария, сербская царевна, спасла эту святыню от неверных и собственноручно привезла в монастырь святого Павла на Афоне, где с особым тщанием хранятся они по сей день.

Согласно святогорскому преданию, когда Мария поднималась от пристани к монастырю, Пресвятая Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители и нарушить древний обычай, по которому женщины не допускались на Святую Гору. Мария смиренно вняла предостережению Пречистой и не посмела идти далее. Честные дары волхвов она передала в руки игумена, который в сопровождении братии вышел ей навстречу. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, был водружен крест, который так и называется – Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. В архиве монастыря также хранится султанская грамота, подтверждающая передачу честных даров афонским монахам.

«Первейшей чудесной особенностью честных даров, подтверждающей их подлинность, уверяющей маловерных и наполняющей радостью сердца всех, кто бывает в монастыре святого Павла, является исходящее от них удивительное благоухание, которое невозможно описать. Не раз бывало, что, когда честные дары выносили из алтаря для поклонения паломникам, благоуханием наполнялась вся церковь…», – рассказывают очевидцы. Случалось же и так, что они прекращали источать свое дивное благоухание, когда к ним дерзали преклоняться люди, не чтившие Христа.

Ради безопасности дары помещены в ковчеге-мощевике; только некоторая их часть предлагается для почитания паломникам обители и выносится для поклонения за пределы Святой Горы – ведь не только духовная, но историко-археологическая ценность честных даров неизмерима.

Проходят века, сменяются эпохи, меняется лицо Земли, а те святыни, которые по сей день благоговейно хранятся христианами, по-прежнему продолжают напоминать нам о тех великих и святых днях, о пришествии, земной жизни и, наконец, Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Через них происходит множество чудес, люди избавляются от душевных и телесных недугов. Главный же недуг, который врачуют они в еще не безнадежно очерствевших душах – неверие, так крепко спутавшее сегодня людей.

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), – сказал Господь Фоме, не поверившему на слово в Его Воскресение, но все же позволил «осторожному» ученику вложить руку в ребра. Он и по сей день позволяет нам «на ощупь» убедиться в достоверности Евангелия, через все века сохраняя возможность прикоснуться к памяткам Его пребывания на земле.

Нина Краснова

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com