Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
логотип фестиваля

В начале было слово / Юрий Кононенко

Хроники Нарнии – дверь в сказку

Творчество английского писателя Клайва Стэйплза Льюиса уже достаточно хорошо знакомо православному читателю. Известны и любимы его книги «Просто христианство», «Письма Баламута» и, конечно же, «Хроники Нарнии». О последней можно даже сказать, что именно она принесла Льюису читательские симпатии. И совсем недавно прошла премьера фильма «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» по первой из «Хроник…» Итак, о волшебных сказках вообще и «Хрониках Нарнии» в частности.

О волшебных сказках

Если кто помнит, «О волшебных сказках» называется и эссе Д. Толкина. И это совпадение тут неслучайно. Именно в нем Толкин высказал мысли о природе и сути «волшебных сказок», которые лучше всего объясняют творчество его друга Клайва Льюиса.

Говоря о «Хрониках Нарнии», нужно прежде всего постараться понять природу жанра этого своеобразного произведения. А в самом деле, что же это такое: сказка, повесть-фэнтези, притча? Приходилось встречать каждую из этих точек зрения. А все-таки?… Все становится на свои места, если мы вспомним, что понимал Толкин в своем вышеупомянутом эссе под термином «волшебные сказки». Сочетая дотошность ученого-филолога и интуицию писателя, Толкин, проанализировав все заметные современные ему точки зрения на волшебную сказку, пришел к следующим выводам.

Волшебная сказка – это не столько небылица или даже сказка о чудесах. Все сложнее и глубже. Волшебная сказка – это произведение, в котором создается необычный, чудесный мир, волшебная страна, живущая по своим законам и своей логике. Сами по себе чудеса и «необычности», включенные в произведение, еще не делают его настоящей волшебной сказкой. «Курочка ряба», к примеру, совсем не волшебная сказка. Потому что, кроме необычного золотого яичка, все остальное в сказке вполне прозаично и знакомо. В них все происходит в нашем мире, по нашим законам, которые лишь слегка подкорректированы в нужную минуту волшебством, и не больше. Нет ощущения путешествия за горизонт, погружения в неведомое.

Но что же дает такое ощущение? А вот здесь – очень тонкая деталь. На первый взгляд покажется, что все дело лишь в фантазии и терпении автора, до мелочей продумавшего создаваемый им мир; что стоит лишь придумать родословные всем героям и словарь нового языка в конце книги (механически копируя Толкина и «Властелина колец») – и читатель сразу попадет в сказку. Отнюдь нет. Как раз этим путем пошла линия современной литературы фэнтези: придуманные государства, далекие планеты, бездны прошлого или будущего. И тем не менее внимательному читателю вскоре становится скучно: причудливые названия не могут скрыть нищету сюжета. Нет, в большинстве своем произведения фэнтези теряют нечто принципиальное… Как верно заметил Констанин Крылов в своей статье «Волшебство и политика. Миры фэнтези как новый общественный идеал», в течении фэнтези воплотился комплекс современного человека, страдающего от давления безликих обстоятельств и стремящегося к обретению личного превосходства: то есть в мире, где оно возможно через подвиги, магию, различные странствия и приключения. Магия там – просто борьба за власть: над природой, врагами, смертью.

Так что же отличает волшебную сказку – такую, как «Хроники Нарнии», «Властелин колец» (не нужно напоминать, что это вовсе не сказка, а роман-эпопея. Так-то оно так, да дело именно в принципе), «Волшебник Земноморья» – от разнообразных произведений перумовых, семеновых, лукьяненко?

А отличие в том, что волшебная сказка… реальна. Да, именно так. Дело в том, что волшебная страна – основа такой сказки – «не удается» в том случае, если по своей сути она не становится образом нашего мира. Вот тут парадокс: иная, необычная, чудесная и волшебная страна тем не менее должна являться образом нашего мира. Образом – в тонком и творческом смысле. Не копией, не аллегорией, не сатирой, а образом тех глубинных принципов нашего бытия, которые нам, живущим в мире прозаическом, не видны, скрыты от нас. Если угодно, волшебная сказка всегда обращена к архетипам как базовым понятиям культуры, к основным ценностям и понятиям. В этом отношении исключительное место занимают произведения Толкина: мир Средиземья – это мифология нашего мира, но мифология в совершенном смысле этого слова. Сам Толкин говорил по этому поводу, что восприятие мира через призму волшебной сказки возвращает нам первичное восприятие его красоты, его глубины и самоценности. В сказке мы видим добро и зло, войну, предательство, красоту, природу, смерть в их первичной яркости, без полутонов. В сказке нет раздвоенности, подловатой амбивалентности, которая делает героев неотличимыми от антигероев. В сказке мы видим мир в его главном, а не второстепенном.

И тут мы подходим к главному. «Нетрудно представить себе особое волнение и радость, которую чувствуешь, если любая специфическая прекрасная черта волшебной сказки оказывается «первично» правдой, ее сюжет оказывается историей, без необходимости в связи с этим потерять свою мифическую или аллегорическую значимость» (Д. Толкин). В сказках Клайва Льюиса прекрасный сам по себе мир Нарнии и его центр – Аслан оказываются «первично» правдой.

Нарния и Евангелие Вот мы и подошли к Нарнии. Из всех миров волшебных сказок это – самый волшебный и самый реальный. О некоторых его особенностях уже написал диакон Андрей Кураев в своей книге «Школьное богословие», но далеко не обо всем.

По большому счету "Хроники Нарнии", в отличие от всех остальных волшебных сказок, – это сказки не столько о Нарнии, сколько о Льве Аслане, ее творце и властителе. Нарния – "асланоцентрична". Если в ругих волшебных сказках мы встречаемся с самой волшебной страной, то в "Хрониках" мы встречаемся с Асланом (в волшебной стране). Нарния – место встречи с Асланом.

Уже это многое объясняет. Все подвиги, все приключения, все победы происходят с помощью Аслана. Именно по нему каждый раз скучают дети, покидая Нарнию. Именно он – смысл мира Нарнии. Без него она превращается в обычный Neverland из фэнтези, и довольно эклектичный (всем знакомые гномы, дриады, говорящие животные, драконы).

Человеку верующему и чуткому легко будет провести параллели между образом Льва Аслана и Христом. Это, конечно же, в первую очередь то, что Лев – Творец Нарнии. Он добровольно умирает и воскресает в первой сказке (уже одно это откровенно намекает). Он обладает властью целить и воскрешать. И все его чудеса могучи и невероятны, отнюдь не похожи на технически-магические ухищрения магов, скажем, Перумова. Вообще всеведение, благость, бессмертие, всемогущество и другие божественные качества Аслана говорят сами за себя. И, конечно же, – то, что Аслан говорит в разные моменты событий. Не имеет смысла цитировать – ибо цитировать бы пришлось все. Но о чем бы он ни говорил, его слова кратки, глубоки и по-библейски многозначны. Нет, он не говорит цитатами из Священного Писания, но все же его слова чем-то сходны: "Создания, я дарю вам вас самих, – продолжал Аслан сильным, исполненным счастья голосом. – Я навеки отдаю вам землю этой страны, Hаpнии. Я отдаю вам леса, плоды, реки. Я отдаю вам звезды и самого себя". Если так и говорит Бог, то именно в христианском понимании этого слова. Впечатление от многозначной личности Аслана лучше всего передают слова из "Племянника чародея":
– Сын мой, – обратился к нему Аслан, – я давно знаю тебя. Знаешь ли ты меня?
– Hет, сэp, – отвечал извозчик. – Hе могу сказать, что знаю. Однако, извините за любопытство, похоже, что мы все-таки где-то встречались.

Вот именно, "встречались". В Евангелии. Вот и получается, что главная цель создания Нарнии – это создание места, где Бог близок, непосредственно близок (как в Палестине 2000 лет назад), – к людям. Создание "места встречи с Богом". Но не только встречи, а еще и испытания каждого из нас при этой встрече. Дети, попадающие в Нарнию, проходят через все испытания и искушения человеческие: через предательство, страх, самооправдание, славолюбие, гордость. (А начинается все – с того самого дерева, от которого было заповедано не вкушать в "Племяннике чародея"). И то, как они эти испытания преодолевают, если не терпят поражение, – тоже связано с Асланом.

Не стоит смущаться присутствием в сказке гномов, богов деревьев и рек и тому подобного – они не самоценны и не самозначимы, а фигурируют для создания той многообразной реальности, которая отличает сказку от "прозы жизни". В мире, где есть только люди, все более прямолинейно и предсказуемо, а если наряду с людьми присутствует еще множество разумных существ (и не странных диковинных гуманоидов, а уже хорошо знакомых персонажей европейской мифологии) – то атмосфера сказки становится чревата любым непредсказуемым поворотом и самой атмосферой чудесного и неожиданного. Кроме того, говорящие животные, нормальные в любой хорошей сказке, еще и компенсируют нашу тоску по родству и единению с живой природой, от которого мы отпали в грехопадении.

Учитывая все изложенное (а это далеко не все, что можно сказать о "Хрониках Нарнии"), можно подвести итог: эта книга – христианская волшебная сказка. Волшебная – в смысле "чудесная". А чудеса христианину вполне привычны и не требуют оправдания в своем существовании. И, как уже было сказано, такая сказка – реальна, как реален Христос. "Хроники Нарнии" говорят о нем, но говорят не только устами и образом Аслана, но и всем характером своей реальности и поведением героев. В конце концов реализм – это не копирование реальности, а выделение в ней наиболее существенного. Так что "Хроники…" – реалистичны, потому что говорят о главном.

P.S. И несколько слов о фильме "Лев, колдунья и волшебный шкаф". Фильм – прекрасное продолжение традиций "Властелина колец" по спецэффектам и компьютерной графике. И еще – он добрый. Хоть и американский, а все-таки добрый такой. И актеры-дети отлично сыграли. Сложно сказать, насколько фильм конгениален книге, но и сам по себе он хорош. Стоит посмотреть. Это, кажется, только первый?…

Юрий Кононенко

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com