Все мы знаем о том, что нужно быть вежливыми: при встрече здороваться друг с другом, уступать старшим место в троллейбусе, не мешать людям громкими разговорами в общественных местах… Иногда случается так, что все это надоедает, и мы думаем: зачем все эти ненужные правила. Но такие ли они ненужные? Ведь ничего просто так не бывает. И за каждым правилом стоит своя традиция, обычай, то, что отличает один народ от другого, ребят из Украины от ребят из Шотландии или Греции. Например, нашим мальчикам и в голову не придет прийти на занятия в школу в клетчатой юбке, а в Шотландии это национальная мужская одежда. Это ведь так интересно!
Знаешь, существует целая наука о вежливости и о правилах поведения. Называется она этикет. Этикет это светское понятие, и возникло оно сравнительно недавно, около 200 лет назад. В Церкви же всегда существовало понятие "благочестие". Сразу видно, что слово это сложное и состоит из двух коротких: "благо" и "честь". "Благо" означает добро, хорошо, полезно, а слово "честь" честность и достоинство. В этом слове вмещается и уважение к себе, и уважение к окружающим, и чувство того, что все мы созданы по образу Божию и поэтому ценны и для Бога, и друг для друга. Давай с тобой попытаемся соединить два эти слова! Получится, что это такая внутренняя настроенность человека только ко всему хорошему: ко благу. Такой человек и в других будет видеть только хорошее, и сам будет стараться стать лучше.
Вежливость это выражение такого отношения людей друг к другу, при котором они помнят, что перед ними стоит человек, созданный по образу Божию, и встречают его, как ангела Божия. Представь себе, что бы ты сделал, если бы увидел ангела? Так и каждому человеку надо радоваться. А радостью всегда хочется поделиться, выразить ее как-то внешне. Один из способов это наши приветствия друг другу. Раньше люди чувствовали и переживали это в своем сердце очень ярко и ясно. И это отразилось в обычаях разных народов. Давай посмотрим, как приветствуют друг друга люди.
Например, в храме мы говорим "Со святым вечером!" или "Со святым утром!", вспоминая при этом, что каждое время суток освящается молитвой, и что мы его проведем в святости и чистоте, молясь на службе. При этом мы каждому желаем, чтобы его вечер, или утро, или день были святы. А святость, как ты помнишь, дорогой друг, это цель нашей жизни. А когда мы говорим друг другу "С воскресеньем!" или "С понедельником!", мы радуемся новому дню, подаренному нам Господом. И что этот день создан Господом для нас, и что мы можем еще один день смотреть на красоту этого мира, радоваться ему, еще один день можем посвятить Христу.
А еще мы часто, встречаясь в храме, говорим друг другу "С праздником!" Ведь праздник это святость и радость. Святость наполняет всю нашу жизнь смыслом и радостью. Радостью, которой так хочется поделиться со всеми вокруг. И мы встречаем друг друга восклицанием "С праздником!" Интересно, что на украинский язык слово "праздник" переводится как "свято", то есть тот день, который свят. Так язык народа еще больше подчеркивает связь праздничной радости и святости.
А когда православные заходят в чей-то дом, то приветствуют хозяев пожеланием "Мир вашему дому!", на что хозяева отвечают "С миром принимаем".
Но самое радостное приветствие мы слышим в пасхальные дни до праздника Вознесения Господня. В эти дни мы говорим друг другу "Христос Воскресе!" и отвечаем "Во истину Воскресе!". Как ты знаешь, дорогой друг, преподобный Серафим Саровский всегда приветствовал каждого приходящего словами "Христос Воскресе, радость моя!" В таком приветствии мы спешим поделиться друг с другом самой большой радостью, которая есть у нас пасхальной радостью Христова Воскресения.
Своя традиция приветствия есть и у нашего народа. Например, в сельской местности принято здороваться не только со знакомыми людьми, но и с любым человеком, который встречается на пути. Такое отношение показывает, что все люди вокруг воспринимают друг друга как ближнего, спешат поздороваться и поприветствовать каждого, пусть и незнакомого человека. А в Закарпатье, Прикарпатье и в Польше при встрече говорят: "Слава Ісусу!" и отвечают: "Вовіки слава!" Интересно, что это приветствие является молитвой, славословием Господа нашего Иисуса Христа. А в
Баварии приветствие-молитва звучит как "Бог тебя благослови" или "Бог тебя храни". Подобный обычай приветствовать друг друга молитвой есть и в православных монастырях, где, стучась, произносят: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас". Разрешением же войти служит ответное "Аминь".
Интересен и другой украинский обычай. Когда кто-то уезжает надолго, то на память о себе он сажает дерево. Выросшим в городе очень сложно понять всю важность и смысл этого поступка. Для горожан это может быть важным только потому, что они знают, сколько кислорода вырабатывает одно дерево. Но на самом деле этот обычай мог появиться только среди тех людей, которые чувствуют свою связь со всей природой, с окружающим миром и выполняют в своей жизни Божью заповедь, данную человеку еще в раю, о возделывании сада. В этом обычае видно любовное отношение к миру, к людям, потому что много поколений, живущих после человека, посадившего дерево, будут есть его плоды, вспоминать и благодарить его.
А теперь давай погостим у наших славянских братьев русских, тем более что мы чаще всего приветствуем друг друга так же, как они. Мы говорим "Здравствуй!" Это такое простое и привычное слово имеет очень глубокий смысл. Мы желаем другому человеку здравия. При этом мы, конечно же, желаем человеку не только не болеть, но, прежде всего, здравия душевного. Еще с древних времен гостя на Руси всегда встречали с радостью и старались его угостить самым лучшим, что есть в доме. Гость не должен уйти голодным или недовольным. В такой заботе, внимании к человеку видно благочестие русского народа. Каждого человека встречают с радостью, как будто это ангел Божий пришел в гости. Интересно, что святые Православной Церкви также свято следовали этому обычаю, старались хоть чем-то угостить пришедшего, часто при этом не оставляя себе вообще ничего.
Конечно, гостеприимны не только русские люди. Это и понятно: ведь Господь всем людям дал закон, написанный в человеческих сердцах, это наша совесть. Поэтому гостеприимство принято среди многих национальностей. Иногда оно соединяется, например, с поразительной щедростью, как у жителей Средней Азии. Они дарят гостю тюбетейку, шелковый халат и обязательно усаживают на самое почетное место. Гостя угощают душистым горячим чаем, и в этом забота о госте, уважение к нему.
Очень трогательную заботу о гостях проявляют северные народы: якуты, коряки, эскимосы. Они даже чужого незнакомого человека, который в непогоду добрался до их жилья, никогда ни о чем не будут расспрашивать. Сразу проведут в ярангу (так называется жилье северных народов), посадят греться возле огня и дадут горячего наваристого бульона, чтобы человек как можно быстрее согрелся и не заболел. Хозяйка же старательно вычистит его вещи и обувь от снега и положит сушиться, чтобы продолжить путь можно было в сухой одежде. Такому вниманию к гостю можно поучиться каждому.
Примером для нас может послужить и обычай, который существует у жителей Сибири. Почти везде здесь дремучая тайга, поэтому путешественнику часто приходится преодолевать не одну сотню километров, чтобы добраться до жилья. Можно идти по тайге день, второй, третий… неделю! А непроходимым, непролазным лесам все нет и нет конца. И так хочется дойти хоть до какого-нибудь жилья. И вдруг посреди леса стоит домик, в нем ни души. Но, как ни странно, возле печки сложены сухие дрова, рядом лежат спички, на полке соль и крупа, есть и вода. Можно разводить огонь и варить вкусную кашу. Как будто кто-то невидимый позаботился об усталом путнике. На самом деле разгадка этой таинственной заботы проста. В Сибири действует негласный закон взаимопомощи: сибиряки-охотники оставляют в лесных заимках все необходимое для путника. Эти люди, скорее всего, никогда не встретятся, но, тем не менее, любой сибиряк помнит о том, что после него в эту заимку может прийти замерзший и голодный путник, которому нужны будут тепло и еда.
В наше время очень часто можно столкнуться с таким отношением к жизни: после нас хоть потоп. Человек старается взять от жизни все, не заботясь и не думая о тех, кто будет жить после него. В этом же обычае мы видим постоянное памятование о другом человеке, заботу о том, кто будет после него. Подобный обычай есть и у горцев. Высоко в горах пастухи строят летние балаганы, в которых есть печки, запас дров (найти их в горах очень сложно) и продукты. А еще в них можно найти записки для путников с приглашением располагаться, как дома.
Как ты узнал, дорогой друг, благочестие это внешнее выражение внутреннего чувства расположения к другому человеку. У каждого народа оно свое. Но часто бывает так, что нам не нравится какой-то человек, или мы не чувствуем к нему симпатии, или равнодушны к нему. Как же быть? Постарайся в таком случае все равно хорошо относиться к такому человеку, делай добрые дела для него, обязательно молись за него, молись Богу и о том, чтобы Он дал тебе любовь к этому человеку. И тогда Господь, видя твое искреннее старание, твое искреннее желание полюбить этого человека, обязательно поможет тебе. Даст твоему сердцу любовь к ближнему, подарит радость от встречи с каждым.
P.S. В конце нашего путешествия по разным странам предлагаем тебе, дорогой друг, попутешествовать во времени. Прочитай внимательно 23 главу Деяний апостольских, обрати свое внимание на то, как начинал письмо к правителю Феликсу Клавдий Лисий, и ты узнаешь, как приветствовали друг друга в древности.