Иеромонах Оптиной пустыни отец Михаил – один из первых насельников возрожденного монастыря. Именно он был экономом обители в годы ее воскресения из разрухи и запустения. Сегодня он живет в монастырском скиту. Болезнь ног одолевают батюшку, но всегда радостны его глаза, неутомима молитва и безконечна любовь к многочисленным духовным чадам. Каждого из них помнит отец Михаил не только по именам, но и малейшие подробности стародавней исповеди или разговора не изгладились из его памяти.
Маленькая калиточка в скитской ограде, слева от центральных врат, ведет в его, срубленную еще в старооптинские времена, избу-келию. Калитка напротив, через маленький узенький дворик, - путь в храм Иоанна Предтечи. Любая тропка в монастыре ведет к храму, даже и та, которая приводит к монашеской келии. Ведь это место непрестанной молитвы. Здесь творится великое и непостижимое для многих действо. Дыхание верующей души претворяется в беседу с Создателем. Беседу благодарения и слезной просьбы.
Это особенно чувствуется в келье у батюшки, когда он, громыхая своей палкой-посохом, с которым, по болезни своей, ходит постоянно, густым громким басом заявляет после моей просительной молитвы «Молитвами святых старцев Оптинских, Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного»: «Аминь. Ну, батя, проходи. Рад видеть. Давай помолимся». И сам же читает молитву преподобному Амвросию.
Потом следует традиционное приглашение к чаю, которого отец Михаил большой знаток, и вопросы, вопросы, вопросы... Невольно ловишь себя на мысли, что шел то к батюшке его послушать, а сам все говоришь, говоришь.
Четвертый год уже идет с моего последнего посещения скитской келии батюшки. И вот, вначале в журнале «Русский дом», а затем в беседе с оптинским монахом, в Святогорском монастыре, где тот был проездом, услышал я о событии, которое произошло совсем недавно и началось оно в келии отца Михаила.
Заказал своим духовным чадам иеромонах Михаил икону Всех Русских Святых о которой давно мечтал. Необходимые расходы взял на себя один из почитателей батюшки, его духовное чадо. Икона была сделана большая, общее число изображенных на ней ликов достигает пятисот. Выполнена она в соответствии с правилами и канонами русской иконописи, причем каждый лик на иконе прописан таким, каким был облик святого. Ее, ныне, как по качеству, так и по исполнению считают уникальной. Второго такого образа на Руси нет.
Наместник монастыря, архимандрит Венедикт, предлагал отцу Михаилу отдать образ в монастырский храм, но противился батюшка исполнить просимое, хотя и назвать икону личной было трудно. Приходили в келью монахи, каждый день читали пред дивной иконой акафист и хотя и сознавали, что не для тесной монашеской келии этот большой прекрасный образ, но настаивать на переносе ее в храм не пытались.
В начале января 2001 года отцу Михаилу в тонком сне было сказано: ОТДАЙ ИКОНУ В ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Проснувшись, он оделся и, не в силах удерживать в себе бурю вспыхнувших чувств, побежал к своему другу-иноку в монастырь. На половине тропинке, соединяющий монастырь с скитом, они столкнулись: тому тоже был послан сон, в котором приказывалось идти к отцу Михаилу и вместе с ним отправлять икону в Москву.
Сообщили в Первопрестольную и оттуда прислали транспорт. Икону увезли в Москву и доставили в главный собор России. Пока не было подготовлено место ее постоянного нахождения, ее поставили в зале заседании Святейшего Синода. И как только образ был туда внесен, в соседних комнатах вдруг началось какое-то движение. Оказалось, что храм неожиданно посетил Президент Путин, которого сопровождал Патриарх, дававший ему необходимые объяснения.
Естественно, они сразу подошли к привезенной из Оптиной иконе, и Его Святейшество рассказал Президенту ее историю, о которой уже знал. Таким образом, руководитель государства был первым «экскурсантом», увидевшим величественный образ Святой Руси, который ныне открыт взору тысяч и тысяч людей и репродукции которого расходятся по всей Руси Великой.
В удивительной истории этого нового образа нашей Церкви, где величайшие подвижники веры православной собраны воедино и ныне находятся в главном соборе Вселенского Православия, мы видим Промысел Вседержителя, Его попечение и любовь к Святой Руси.
Таково удивительное событие, берущие свое начало от уединенной молитвы оптинского подвижника и продолжающиеся общенародным моление: «Вси святии земли Русской, молите Бога о нас!»