Трезвитесь, бодрствуйте!
Дорогие отцы , братья и сестры!
Осень нас встречает праздником трезвости 11 сентября, благословленного Священным Синодом РПЦ в марте 1914 года. Святая Матерь Церковь, как чадолюбивая мать, заботясь о спасении каждого человека от греха, особое внимание уделяет проповеди трезвому, здоровому образу жизни. В настоящее время трезвость не воспринимается обществом как нравственная категория, а пьянство - как большое зло. Между тем, пороком пьянства поражены все слои общества. Долг Церкви - возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности и быть примером трезвой жизни, по слову апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим. 14:21).
|
Актуальность утверждения трезвости определяется тем, что сегодня, по данным ВОЗ, каждая пятая смерть в Украине и странах СНГ наступает по причинам, так или иначе связанным с употреблением алкоголя. Одной из основных причин демографического кризиса, угрожающего народам Украины, Российской Федерации, Беларуси и Казахстана, является сверхвысокое потребление алкоголя. Алкогольные проблемы принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, самоубийств. Пьянство является одной из главных причин разрушения традиционного уклада жизни, глубокого кризиса института семьи, роста количества разводов и брошенных детей, снижения уровня нравственности и культуры, уважения к труду, весомых экономических потерь. Все это даёт основания говорить о серьёзной алкогольной угрозе обществу.
В Донецкой епархии, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона, действует Донбасское православное общество "Трезвение". Цель работы общества - это утверждение трезвения как пути к Богу , предполагающего постоянное духовное бодрствование, наблюдение за своими мыслями, чувствами, поступками. Творить добрые дела, иметь чистые мысли, смотреть на мир ясным взглядом и видеть во всем Свет Божий - вот то, чему должен научиться человек. Путь трезвения подразумевает трезвость жизни, то есть сознательный и полный отказ от употребления алкоголя, табака, наркотиков. Как сможем бодрствовать, если одурманиваем свое сознание? Сохраняя трезвость, мы имеем возможность идти по пути трезвения.
Вино и трезвость. Церковь разрешает употребление вина, но какого? Откроем для себя важный библейский момент - под словом "вино" в Библии подразумевается широкий набор продуктов на основе винограда - в первую очередь вино броженое и неброженое, а также уваренный виноградный сок - сироп в современном понимании. Лишь в современное время, по мере того как алкогольное вино завоевывало вкусы потребителей, под этим словом почти исключительно стал пониматься опьяняющий напиток. Об этом мы читаем в докладе священномученика митрополита Владимира Богоявленского "Против ли нас (трезвенников) Библия?", в аттестационной работе "Образ и значение вина в текстах пятикнижия Моисеева" выпускника ПСТГУ 2011 г кандидата химических наук Ивана Клименко. Рассмотрим традиции употребления вина в Ветхом и Новом Завете.
В Ветхом Завете употребление вина, в целом, не запрещалось, но опьянение резко осуждалось: "Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток" (Ис. 5:22). Вино или виноградный сок, будучи питательным напитком, считалось благодатным даром Божиим (см.: Втор. 7:13, 11:14). Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине считалось обычным напитком. Сбродившее вино разбавлялось водой и при умеренном употреблении не вызывало опьянения. Пить же неразбавленное вино считалось пьянством. Блаженный Феодорит Кирский пишет: "Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон." Неразбавленное вино в Ветхом Завете было символом гнева Божия: """Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию; oбаче дрождие eго не истощися, испиют вси грешнии земли" (Пс. 74:9). Напиваться допьяна считалось крайне непристойным.
В Ветхом Завете мы встречаем первые примеры трезвости, которая приветствуется, а в некоторых случаях прямо предписывается Богом. Так, примерами ветхозаветных трезвенников являются Самсон (Суд. 13:7), назореи (Числ. 6:3-4), семейство Рехавитов (Иер. 35:6).
Обет трезвости давался назореями добровольно; при этом Слово Божие говорит о необходимости воздержания не только от вина, но и всего, приготовленного из винограда, что может послужить причиной опьянения: "И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи" (Числ.6:1-4).
Священное Писание также строго предписывает воздержание от употребления опьяняющих напитков священниками при исполнении богослужебных обязанностей: "...сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши" (Лев. 10:8-11). К слову, сегодня священника могут позвать причастить больного в любое время суток, священник , не имеющий права отказать в Причастии, должен войти в Алтарь храма и с Престола взять Святые Дары - это место Писания говорит о том, что современный священник всегда должен сохранять трезвость, чтобы исполнить вышеупомянутое Слово Божие.
Новый Завет продолжает ветхозаветную традицию, резко осуждая пьянство (см.: 1 Кор. 6:10), представляя примеры трезвости. Святой пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн стал первым новозаветным трезвенником (Лк. 1:14-15). Апостол Иаков брат Господень, первый архиерей Иерусалимский, автор соборного послания, был назорей от рождения. Трезвенником был и апостол Тимофей, и только его болезнь подвигла апостола Павла посоветовать Тимофею употреблять малое количество вина вместе с водой (1 Тим. 5:23)
Господь Иисус Христос относился к вину как благодатному продукту, и первое чудо Он сотворил на браке в Кане Галилейской, превратив воду в вино. По мнению толкователей, причинами совершения чуда были недостаток вина из-за бедности жениха и сострадание к нему Божией Матери, по чьей просьбе Господь сотворил чудо. Удивление архитриклина было вызвано качеством вина, которое пристало подавать в самом начале свадьбы. Слова распорядителя пира "когда напьются" объясняют причину появления обычая давать лучшее вино в самом начале, когда гости еще разборчивы в еде, но в них нет никакого указания на опьянение гостей в Кане. Более того, было бы кощунственно думать, что Господь добавляет вина опьяневшим гостям, которые уже не в состоянии различить плохое вино от хорошего.
Церковь с особым вниманием относится к вину, поскольку оно служит веществом Крови Христовой в таинстве Причащения. Начатки винограда торжественно освящаются в день Преображения, где над ними читается особая молитва.
Согласуясь с Ветхозаветной традицией, Господь на Тайной Вечере использовал разбавленное вино, что повторяется при каждом совершении таинства Евхаристии: "Подобне и чaшу от плода лознаго приeм, растворив, благодарив, благословив, освятив" - из чинопоследования Литургии Василия Великого . При этом причащение Крови Христовой не может рассматриваться как употребление вина, и тем более как употребление алкогольного напитка.
Исследования текстов Нового Завета приводят к выводу, что пьянство не достигало современных масштабов. Этому пороку были подвержены, как правило, люди, ведущие праздный образ жизни, проводящие время в излишествах и разврате. Пьянство специально не выделяется в Евангелии и апостольских посланиях. Оно стоит в одном ряду с объедением, распутством, жестокостью и прочими грехами. Сравнение пьянства с объедением было вызвано упомянутым обычаем употреблять разбавленное вино, опьянеть от которого можно только при употреблении в большом количестве. Неумеренность в питии, как правило, сопровождалась неумеренностью в пище, несдержанностью своих чувств, распущенностью. Поэтому апостол Павел призывает: "И не упивайтесь вином, в нeм же есть блyд: но пaче исполняйтесь Духом"(Еф. 5:18), а также: "Будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (Рим. 13:13).
В дальнейшем эта библейская традиция отношения к вину и винопитию сохранялась Церковью. Не запрещая его употребления, она всегда говорила о пользе воздержания. Многие святые показывали пример полного воздержания от вина и часто призывали к полному воздержанию. В Типиконе приводятся слова великого Симеона Чудотворца: "Яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает питии монахом". Пьяница же, согласно святителю Иоанну Златоусту, есть "живой мертвец; пьянство - демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего".
Святые отцы, исходя из представления о человеке как образе Божием, призывали к трезвости и высказывались против пьянства. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели - единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.
Церковь, обличая ересь гностиков, считавших вино злом, говорит о пользе воздержания как христианской добродетели. 51-е апостольское правило гласит: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин".
На Руси после Крещения и по мере распространения веры утвердилось христианское отношение к трезвости и пьянству. Примерами полного воздержания от вина могут быть святитель Иов Патриарх Московский, преподобный Сергий Радонежский и другие. Среди древнерусских поучений мы встречаем немало обличений пьянства. Исследование этих поучений показывает, что пьянство в обществе не достигало современных масштабов. Оно было распространено, как правило, среди высших слоев общества и не было повседневным.
О степени распространенности пьянства на Руси можно судить по свидетельству австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, посещавшего Москву в 1517 и 1526 годах: "Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы...".
В настоящее время характер употребления алкогольных напитков сильно отличается от древней традиции употребления вина, о которой нам свидетельствуют, например, слова святителя Иоанна Златоуста: "вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели". Из этих слов видно, что употребление вина предполагало сохранение трезвости, а любое опьянение было недопустимо.
Поэтому когда древняя Церковь говорит о возможности употребления вина и недопустимости гнушения им, то это нельзя отнести к современным алкогольным изделиям. В настоящее время:
- под вином подразумевается только опьяняющий напиток;
- преобладает употребление неразбавленного, крепленого вина, крепких алкогольных напитков, а также неумеренное употребление пива и слабоалкогольных напитков;
- главной целью современного употребления алкогольных напитков является достижение состояния опьянения.
В создавшейся ситуации Церковь не может относиться к умеренному употреблению алкогольных изделий так же, как раньше относилась к употреблению вина. О необходимости с рассуждением относится к древним свидетельствам о употреблении вина в уставе своего монастыря пишет преподобный Иосиф Волоцкий: "Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отцев, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили… В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три, то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих… И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...". Следуя этому слову, и в нашей Донбасской Святогорской Лавре никогда не подаётся вино и др. алкогольные изделия для монашеской братии. Для нас с Вами это еще один пример для благочестивого подражания в повседневной жизни.
Как же современный человек попадает в алкогольную зависимость?
Рассуждая об алкоголизме, многие люди находятся в плену определенной дилеммы: с одной стороны, современная мировая медицина говорит, что алкоголизм - химическая зависимость, трудная и почти неизлечимая болезнь сродни гепатиту или раку. С другой стороны, проявления алкоголизма часто приравнивают только к греху, распущенности и слабоволию, призывая алкоголика одуматься и покаяться. Оба взгляда (только грех или только болезнь) не раскрывают полноты проблемы. Ставя на первое место духовный аспект, Церковь соглашается, что более полное представление о причинах алкоголизма отражается в представлении о том, что алкоголизм - это биопсихосоциодуховное заболевание, которое не получило бы развития, если бы не было следствием своеволия и гордыни, бунта против Бога и мира. При алкоголизме поражается дух, душа и тело, страдают ближние и окружающие.
Духовная составляющая алкоголизма является первопричиной и усугубляется биологическими, психологическими и социальными факторами. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано о том, что "Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошённость, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров". Святитель Иоанн Златоуст говорил, что пьянеть человек может не только от вина, но и от похоти, гнева и чревоугодия, тем самым утверждая, что причиной пьянства является духовно-нравственное состояние человека, через которое, по его произволению, проявляется греховная природа, приводимая в действие страстными влечениями.
Важнейшим фактором формирования алкогольной зависимости являются стереотипы мышления (социальные мифы), которые формируют положительное отношение к употреблению алкоголя.
Примерами ложных стереотипов могут служить следующие высказывания: алкоголь является пищевым продуктом, помогает в лечении простуды, помогает согреться; потребление малых доз спиртного не вредно и допустимо как на производстве, так и при управлении транспортом; алкоголь повышает аппетит, помогает при болях в желудке, при язве; производство и продажа алкоголя выгодны для государства; алкоголь является антидепрессантом; алкоголь помогает в общении; употребление алкоголя нужно запрещать только детям; слабоалкогольные напитки менее вредны.
На самом же деле вредное воздействие алкоголя на организм гораздо сильнее упомянутых "лечебных" свойств. Экономический урон от распространения алкоголя (затраты из-за снижения производительности труда, травматизма, несчастных случаев, лечения пьющих и их родственников, большого уровня преступности и многое другое) в несколько раз превышает доходы от его продажи. Очень опасна "проповедь" о безвредности малых доз алкоголя, что является причиной большого уровня травматизма на производстве и при движении автотранспорта. Миф о малом вреде пива и слабоалкогольных напитков стал причиной широкого распространения "пивного" алкоголизма, в т.ч. среди подростков.
На употребление алкоголя оказывают влияние психологические установки и ритуалы. Психологические установки формируются родственниками, окружающими, средствами массовой информации и заключаются в том, что употребление алкоголя ассоциируется в сознании с взрослостью, успешностью, силой, весельем, непринужденностью, отдыхом, "расслаблением". Потребление алкоголя обставляется ритуалами: застольями и тостами. Алкогольными ритуалами сопровождаются многие жизненные ситуации (встречи, расставания, знакомства и т.д.). Пьют "за здоровье" и "за упокой", при встрече и при расставании, "с горя" и "от счастья" и т.д. Таким образом, потребление алкоголя определяется ситуацией, а не волей и потребностью личности. Алкогольными ритуалами может быть заполнена практически вся жизнь человека.
Одной из важных причин алкоголизации общества является сверхдоступность алкоголя при несовершенстве законодательства (низкая цена, возможность купить алкоголь практически в любом месте в любое время, безнаказанность за нарушения в сфере алкогольного законодательства и т.д.). Сверхдоступность вызвана во многом действиями алкогольной индустрии при попустительстве некоторых представителей государственной власти или лоббировании ими интересов алкогольной индустрии.
Большое влияние на формирование алкоголизма оказывают искажённые семейные отношения. Алкоголика трудно вылечить без гармонизации отношений в семье, без изменения мышления и поведения его ближайших созависимых родственников, которые зачастую способствуют развитию алкоголизма и препятствуют выздоровлению.
Предпосылками для формирования алкоголизма являются различные формы семейного неблагополучия - например, когда один или оба родителя не удовлетворяют потребности ребёнка в любви, внимании или чрезмерно опекают его, когда отсутствует любовь между родителями, в случаях развода или при существенных ошибках в воспитании. Это формирует искаженную картину мира и толкает к бегству человека из реальности в мир алкогольных иллюзий.
Провоцировать зависимое поведение может и культ наслаждения, которое представляется личности главным смыслом жизни. Если ребенок приучен с детства получать не радость от активных действий, а удовольствие от пассивных впечатлений, это может привести к формированию определенного психологического типа, склонного к развитию зависимостей, в том числе и алкогольной.
На формирование алкоголизма могут воздействовать: место жительства, место работы или учебы (сложившийся коллектив с определёнными алкогольными традициями), уровень культуры и образования (среди высокообразованных людей уровень алкоголизации в среднем ниже), род деятельности, социальное положение, открытая и скрытая реклама в СМИ. Открытая реклама алкогольных напитков направлена практически на все слои населения и учитывает половозрастные, социальные и другие особенности каждой группы людей. Большое влияние на употребление алкоголя оказывает скрытая реклама. Например, среди современных положительных героев кинофильмов практически не встречается образа человека, ведущего трезвую жизнь, часто, напротив, образ героя включает в себя способность выпивать, не пьянея, или выпивать благородно, удивляя зрителей знанием лучших сортов вин. Употребление алкоголя часто показывается как некий фон нашей жизни, что никак не оправдывается сюжетной линией фильма.
Играют роль в формировании алкогольной зависимости и биологические причины: генетическая предрасположенность, пол и возраст (низкая генетическая защита по отношению к алкоголю у женщин и подростков), наличие психических расстройств, определенные акцентуации характера, принадлежность к тому или иному этносу.
Несмотря на наличие внешних факторов, подталкивающих человека ко греху, во многом решение зависит от свободного выбора человека. Повторение греха и укоренение в греховном образе жизни приводит к формированию болезненной зависимости.
Помочь воспитать трезвое поколение для будущего Украины, помочь избавиться от алкогольной и др. зависимостей призвана работа Донбасского православного общества "Трезвение". Для организации на территории области в вашем учебном заведении лекции по утверждению трезвости обращайтесь в Свято-Петро-Павловский храм г. Ясиноватая тел.:(0-6236)- 4- 07-93; (095) -206-22-44 ; для практической помощи алкоголезависимым людям и их родным обращайтесь в группы самопомощи Свято-Николаевского храма г. Донецка п. Шахтостроитель тел. консультанта: (062)-349-89-89; областной наркологический диспансер - заместитель главного врача: (063)205-87-26, (068)660-64-19, (096)334-75-48.
Внимая предостережению Господа - "пьяницы Царства Божия не наследуют" - озаботимся мы, чтобы личным примером утверждать трезвость в жизни!
С православным Днём трезвости!
Председатель Донбасского православного общества "Трезвение",
благочинный Ясиноватского округа протоиерей Виталий Бакун