Я живу на проспекте Ильича в Донецке уже двадцать один год. И только полгода назад узнал, что живу ровно в километре от самой глубокой, и, может быть, одной из самых больших могил Украины. Могилы, которая хранит тайны Второй мировой войны.
На проспекте Павших Коммунаров, сразу за роддомом № 3, за ржавым забором из кусков гнутого металла, находится выложенная бетонными плитами площадка. На фоне нескольких вечнозеленых елей зияют два колодца диаметром около пяти метров. Они перекрыты стальными решетками, а вверх из обоих тянутся стальные фермы. Между колодцами - куб с памятной доской, на которой сверху звезда, а внизу - православный крест. Эти колодцы - шурф шахты 4-4-бис, в которой со времен войны лежат сто тысяч казненных гитлеровцами жителей г. Сталино и области [1].
В советское время не принято было много рассказывать о жизни людей на землях, занятых фашистами. Во-первых, те, кто жил на оккупированной территории, навсегда остались в СССР под подозрением в измене Родине. Оккупация - это очень тяжелая и напряженная часть жизни. Это был не только подвиг, но и обычная борьба за выживание: мелкая торговля, служба в открытых немцами госпиталях, магазинах, и трудовая повинность, и комендантский час. Были и подлость, и равнодушие к судьбе соседей, которых увозили к шурфу шахты 4-4-бис, и облегчение, что увезли не тебя… Далеко не все в то время сохранили комсомольские и партийные билеты, и далеко не все участвовали в героической борьбе комсомольцев и коммунистов с врагом.
Во-вторых, оккупация - это история огромного количества концентрационных лагерей для пленных. Около пяти миллионов человек были в плену, и они тоже при И.В. Сталине были признаны предателями Родины. Трагедия этих людей почти не интересовала советскую власть, и потому никто не желал тратить силы на то, чтобы показать истинные события плена [2].
Не афишировалось безжалостное, поставленное на индустриальную основу, уничтожение фашистами евреев, включая стариков, женщин и детей: из почти трех миллионов евреев, оставшихся по разным причинам на оккупированной территории, методично и достаточно хладнокровно было уничтожено 2,8 миллиона [3]. Кроме них перед прямой угрозой планомерного физического уничтожения оказались и славяне, населявшие захваченные Германией в 1941-1944 годах советские территории. Лишь недавно предметом исследований историков стал "другой холокост", направленный против славянского населения СССР, которое наряду с евреями было провозглашено "низшей расой" и также подлежало уничтожению. Сатанинская машина не щадила никого, не различая возраста, пола, национальности, вероисповедания. По плану "Ост" фашисты уничтожили по разным подсчетам от 7,2 до 11,3 млн. человек мирного населения; от 2,2 до 3 млн. человек были угнаны на принудительные работы в Германию и там погибли; от 4,1 до 6 млн. погибли во время оккупации от голода и болезней. Расходясь в цифровых показателях, исследователи пришли к выводу, что наибольшие потери население СССР понесло не в ходе военных действий, а в результате гитлеровского геноцида на оккупированной территории [4].
|
Мы плохо знаем историю оккупации, она очень мало изучается в школах, и потому сегодня можно услышать от некоторых молодых людей утверждение, что, может быть, не все так плохо было бы при немцах, если бы вдруг они победили. Статистика, сообщающая о миллионах жертв, звучит сухо и кажется неправдоподобной. Трудно даже себе представить, как можно было уничтожить столько людей. Так же трудно, как представить, что в твоем родном городе есть могила, где в одном месте были убиты или заживо похоронены - ни много ни мало - сто тысяч человек.
Немецкие войска захватили г. Сталино 20-21 октября 1941 года, а были выбиты 8 сентября 1943 года. Шурф шахты 4-4-бис является молчаливым свидетелем того, чем было в реальности их господство.
Заняв Сталино, немцы сразу же взялись за восстановление управления городскими делами и жилищно-коммунальным хозяйством. Была назначена Городская управа, во главе которой был поставлен некто Петушков, а затем, с апреля 1942 года, А.А. Эйхман, бывший член ВКП(б), немец из Запорожской области. И хотя отступавшая Красная Армия взорвала мосты, шахты, электростанции, через несколько месяцев стала налаживаться более или менее нормальная жизнь. Была восстановлена электростанция, давшая свет городу, к зиме восстановили водопровод, открыли с десяток хлебных магазинов, весной 1942 года была решена проблема бесперебойного снабжения города хлебом. Начались строительные работы по ремонту пяти из шести основных разрушенных при отступлении Красной Армии мостов. Намечено было строительство новых мостов и основательная перестройка города, созданы четыре пожарные части. В октябре-ноябре 1941 года Юзовский ЗАГС зарегистрировал 10 браков и 72 новорожденных [5]. Начали восстанавливаться отдельные шахты, росло количество направленных для работы на них биржей труда рабочих, пошел первый уголь. Заработали некоторые заводы или их цеха: завод Боссе, Юзовский металлургический (ДМЗ), ожили коксохимические заводы, на железнодорожной станции ежедневно трудилось около 1000 человек. К январю 1942 года было открыто 352 мелких частных предприятия, а 1 января 1943 года их было уже 718. 7 июня 1942 года заработал парк культуры с аттракционами и духовым оркестром, на католическое рождество открылся театр-варьете… [6]. Идиллия?
Первые массовые казни немцы начали с евреев в Мариуполе 20-21 октября 1941 года. Вскоре взялись и за Сталино. Сразу после оккупации были созданы еврейские общины, членам которых было предписано носить повязки со звездой Давида. Членов общины выгоняли на самые тяжелые городские работы. На еврейское население была наложена контрибуция сначала в 3, а затем в 8 млн. рублей. Кто не выплачивал, у того просто забирали все имущество, делала это в основном городская полиция. В марте 1942 года, а может быть, и несколько ранее, там, где сейчас находится цирк "Космос", а в то время был Белый Карьер, в котором добывали мел, было создано еврейское гетто, куда были выселены все евреи. Место выбирали лично бургомистр Петушков и его зам А. Эйхман [7]. В Белом Карьере была "Нахаловка" - поселок, состоящий из самовольно построенных землянок, в которых жили люди, приехавшие в Сталино во время индустриализации и голода. Их выселили, а в землянки загнали прикладами и плетками евреев. Землянок на всех не хватало, многие жили под открытым небом, заболевали и умирали, особенно дети и старики. Хлеба давали только 200 граммов в сутки на человека. Выход за колючую проволоку гетто был запрещен. Группами по 20-100 человек гоняли на работы, многие уже не возвращались. 30 апреля 1942 года в 2 часа ночи в карьер явились полицейские и немцы, собрали всех жителей гетто и вывезли на грузовиках к шурфу шахты 4-4-бис. Их было около 5000 человек [8].
Однако это были не первые жертвы. Первый расстрел состоялся 28 декабря 1941 года. В числе 103 казненных, которых привезли из юзовской тюрьмы (она там же, где и сейчас) была 33-летняя Таисия Самуиловна Воронкова-Беркович, мать троих малолетних детей. Она была арестована 17 декабря, а детям, пережившим оккупацию, после казни передали записку: "Вовочка! Сыночек мой, береги Алика, Людочку. Прощай! Твоя мама Тася".
Людей раздевали донага или до нижнего белья, женщины брали детей на руки, всех ставили у края шурфа и стреляли в затылок. Иногда, по воспоминаниям очевидцев, кто-то в противогазе подносил к лицу людей банки и те беззвучно падали вниз. Очевидец М.Н. Сидоров рассказывал, что 28 декабря 1941 года он, находясь в конторе "Рембазы" возле шахты, видел и слышал, как подъехали машины, к стволу вывели людей и стали расстреливать. Он насчитал 50 выстрелов. Другие свидетели, жители близлежащих домов поселка Калиновка, после войны рассказывали, что людей к шурфу привозили целый день.
Везли военнопленных из лагеря, который был в районе ДК ДМЗ и ОЦКБ, партизан или подозреваемых в связях с ними, семьи коммунистов. Немцы довольно часто проводили облавы, забирали по малейшему подозрению граждан дома и на улицах. Существовала развитая система доносов, тюрьма Юзовки была переполнена и движение к шурфу не прекращалось. Есть данные о том, что немцы "разгрузили" в шурф какой-то детский интернат, около 20 человек. Однажды сбросили в шурф матросов, что впоследствии было отражено в послевоенном фильме "Это было в Донбассе" (1945 год). Один из них даже схватил при падении немца и утащил вниз. После этого шурф огородили. Привозили людей со всей области, по крайней мере, есть данные о жертвах из Краматорска, Харцызска, Красноармейска.
Единственным выжившим из ста тысяч был горноспасатель из Макеевки, Александр Дмитриевич Положенцев. Он из-за малярии не был призван в армию и не смог покинуть город при эвакуации. По пути за линию фронта в г. Краматорск был арестован и привезен в Юзовку, посажен в тюрьму. Вместе с четырнадцатью товарищами по несчастью был привезен к шурфу. В момент их казни успел спрятаться под брезент в кузове, машина уже отъехала после экзекуции, когда его обнаружили. Решили забить прикладами и выбросить вниз. Он притворился мертвым, и его сбросили в ствол. Положенцеву удалось схватиться за обрывок каната и подтянуться к боковому штреку. Выбирался он три дня. Пока был в шахте, слышал около семидесяти выстрелов и видел, как падают вниз обнаженные тела с простреленными головами. Когда выбрался наверх, пришел к своим, потом ушел к партизанам. Позже присоединился к частям Красной Армии.
Он умер совсем недавно, в 2000 году, в Донецк приезжал из Киева только один раз на похороны брата. Он не мог приезжать в город, в котором есть шурф шахты 4-4-бис.
Шахта 4-4-бис не использовалась с 1921 года, ее шурф имеет глубину 365 метров, диаметр 15 метров, внизу разветвляется, в шахте течет вода. Когда жители после 8 сентября 1943 года попытались сами определить, сколько же лежит тел в шурфе и опустили туда проволоку с грузом, он опустился только на 55 метров. То есть на глубину в 310 метров шурф был заполнен трупами. Согласно расчетам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, в шахте лежат 75 тысяч человек, что и отражено на памятной табличке мемориала. Однако расчет был сделан упрощенно: разделили объем шурфа на средний объем человеческого тела. Но не учтено было раздвоение шурфа внизу, сильное течение воды, уносившее тела, огромное количество сброшенных детей, и то, что немцы сыпали каустическую соду, которая помогала "утрамбовывать" тела. Поэтому, по подсчетам современных исследователей, в самой глубокой украинской могиле лежат около 100 тысяч человек. Только 150 были опознаны. Из-за невозможности опознания подъем тел в то время прекратили.
…Когда стоишь у колодцев шурфа, слышно, как внизу течет вода. Наверное, там ничего уже не осталось. Или никого? Мы, православные, должны приходить сюда, служить панихиды, молиться за всех, кто обрел здесь могилу.
Теоретически мы знаем, что с концом земной, посюсторонней жизни ничего не заканчивается, наоборот, все только начинается. Но разве легко нам, теплохладным в вере, с трудом выныривающим из ежедневной суеты, из борьбы за мирские блага, действительно поверить в Бога, в то, что есть иной мир, иная жизнь, есть Царство Небесное, существование которого оправдывает не только жизнь, но и смерть? Если всмотреться в себя, то действительно ли мы настолько верим во Христа, что не боимся смерти? А вот в этом месте холодок смерти подходит к сердцу очень близко и сильно, когда представляешь себе все происходившее подробно. И лукавый не забывает подбрасывать вопросы: если это место есть, то есть ли Бог? Как Он, Любящий и Милосердный, мог допустить такое? Но если мы православные, то мы должны молиться Богу об упокоении душ в Царстве Небесном всех, кто здесь покоится, чем подтверждать свою веру в Бога и в то, что погибшие здесь реально живы, хотя и не с нами: Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых! Тогда вера наша будет искренней и радостной, надежной, от слова надежда, даже сквозь ужас и слезы.
И еще нам нужно учиться не задавать Богу такой вопрос, но спрашивать прежде всего себя: а что мы сделали, чтобы этого не допустить? Третий Рейх возрос на открытом безбожии, антихристианстве и проповеди ненависти к ближним. В течение двенадцати лет его вожди учили своих сограждан раздувать в себе ядовитую, как и все греховные страсти, страсть ненависти. А мы с ней справились? Ведь зародившись и не получив отпора, эта страсть приводит к таким последствиям. К страшному смертному греху человекоубийства, безжалостного и планомерного. Но кроме того, могли бы мы выступить против такого греха, быть может, целого государства, даже при угрозе для собственной жизни? Стоя возле шурфа, понимаешь, что нет предела падению человека, - такова уж наша природа после событий в Эдемском саду. Мы, живущие сейчас в этом городе, должны понимать, что это о нас, это мы такие. И если мы не услышим призыв Христа о любви к ближнему, даже к врагам, то кто упасет нас от повторения?
Автор статьи искренне благодарит заведующую музеем "Донбасс непокоренный" (Адрес музея: г. Донецк, ул. Разинкова, 10) Галину Александровну Брокоренко за помощь в написании этой статьи и предоставление материалов.
Примечания:
- Шахта относилась к Рыковскому руднику, основание которого было заложено в 70-е годы XIX века. С 1904 года рудник находился в собственности Екатеринославского горнопромышленного общества, главные шахты которого располагались в районе пос. Ханженково. В 1908 году на шахте произошел сильный взрыв метана, погибло 270 человек / Степкин В.П. Иллюстрированная история Юзовки-Сталино-Донецка. - Донецк: Апекс, 2007. - С. 103-104.
- Книгу "Плен" написал и опубликовал уже в 2005 году израильский историк, эммигрант из бывшего СССР, Арон Шнеер / Шнеер А. Плен. Советские военнопленные в Германии, 1941-1945. - Мосты культуры, 2005 (см. www.jewniverse.ru/RED/Shneyer). В его книге есть список тех немногочисленных работ, которые все же были выпущены до 1991 года в бывшем СССР
- Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР: Учеб. пособие для студентов выс. учеб. заведений / Под ред. проф. А.Г. Асмолова. - М.: Фонд "Холокост", 2002. - 320 с.
- Араловец Н.Л., Репинецкий А.И. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне // Преподавание истории в школе, 1995, № 6. - С. 8-11.
- www.infodon.org.ua/Stalino/202
- Там же; также см.: Степкин. - С. 210.
- Зловещее совпадение: ответственным за "окончательное решение еврейского вопроса" в Третьем Рейхе был Адольф Эйхман, который был судим и казнен в 1962 году в Иерусалиме.
- Титаренко Д. Гетто в Юзівці (Сталіно): свідчать документи // "Голокост і сучасність", 2007, № 1 (2). - С. 119-125.