Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / Екатерина Громовая

Зачарованные суевериями

Екатерина Громовая, Зачарованные суевериями

В первый раз с суевериями, касающимися похорон, я столкнулась в глубоком детстве. Среди тогдашних моих дворовых друзей бытовало поверие, что похоронной процессии нельзя было переходить дорогу - иначе умрешь. Нельзя было также смотреть на покойника из окна (по той же причине). Второй раз мои "знания" пополнили уже в достаточно взрослом возрасте близкие, которые запретили мне оставить в доме на ночь землю, приготовленную для обряда заочного отпевания. Мотивация все та же - мол, к покойнику. Я активно выступала против, так как уже воцерковлялась, но переломить безотчетный суеверный страх так и не смогла…

Люди боятся смерти - и с этим ничего не поделаешь. А потому все, что связано с ней, во все времена сопровождалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в церковном сознании многих людей. По-детски наивно они стараются защитить себя от неизбежного. Эти попытки кажутся нелепыми и даже смешными. Но смеяться почему-то не хочется. Ведь эти суеверия, как и любые другие, несут в себе непременное следствие - злость и связанную с ней жестокость, а также прямую хулу на Бога, даровавшего человеку победу над смертью, которую он, человек, никак не хочет принять…

Табу, касающихся похорон, множество. Нельзя смотреть в зеркала (для чего они тщательно завешиваются), дабы не увидеть там душу покойника (вот это вера в бессмертие души!). Причем и большинство атеистов, в принципе отвергающих существование жизни после смерти, обязательно исполняют этот обряд. Нельзя родственникам нести гроб с покойным - кто-нибудь из семьи тогда умрет. Нельзя садиться на табуретки, на которых стоял гроб... Эти бесконечные "нельзя" могут измотать любого, тем более погруженных в глубокую скорбь и измученных похоронными хлопотами близких почившего.

Перечень запретов столь велик, что исполнить их все просто невозможно. Стараясь выполнить эту неподъемную задачу, несчастные люди даже не задумываются о том, что, исходя из логики подобных суеверий, при всем тщании все равно можно накликать несчастье. Вдруг всезнающая тетушка или бабушка забудет о чем-нибудь сказать? Или, ну совсем случайно, кто-то все-таки присядет на "смертоносную" табуретку? Тогда уж наверняка жди беды, и причем в самое ближайшее время.

Надо сказать, что все суеверия похожи. Все они как под копирку строятся по схеме: покойник - что-то нельзя - иначе - покойник. И ответ на эти предрассудки тоже один - универсальный. Жизнью человека владеет Бог. Только Он решает - жить человеку или умереть, сегодня или через много-много лет. По учению Церкви, ни одна смерть не может быть случайной. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда призовет его Господь, когда решит, что больше на этой земле делать тебе нечего. Таким образом, все предосторожности, все попытки "обезопасить" себя или своих близких от смерти выполнением (или невыполнением) каких-то действий являются бессмысленными. Ни гроб, ни покойник, ни та точка, с которой ты на него посмотрел, ни земля не могут указать Богу - кого забрать, а кого - оставить. Наша смерть - только в руках Божиих, и мы никак не можем повлиять на это, разве что доброй жизнью. Ведь не секрет, что алкоголики живут меньше непьющих, хотя и трезвенники не застрахованы от внезапной смерти.

Но чтобы понять эти простые вещи, надо не так уж мало. Надо, во-первых, быть человеком верующим, для которого все в этом мире происходит по воле или попущению Божию. Во-вторых, вера твоя должна быть еще и правильной, послушной учению Церкви, а не многочисленным всезнающим бабушкам, которые хоть и придут в храме первыми на "помощь" растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решений. В таком случае неплохо руководствоваться и собственным разумом, принимая или отвергая подобные "наставления". Главное - ориентироваться на то, что ни один из элементов похоронного обряда не должен вызывать страх. Избегайте всякого запугивания - болезнью, смертью и прочими неприятностями, пророчимыми за неисполнение какой-нибудь бытовой мелочи. Все эти суеверия никогда не были связаны с Церковью (а значит, и с постановлениями Божиими), сколько бы вас не уверяли в обратном. Никогда не путайте уважение к святыне, всегда спокойное и благоговейное, с темными языческими страшилками, оскорбляющими и унижающими само достоинство человека как чада Божьего. Главное - не бойтесь! Ничего. Любой образованный и здравомыслящий человек в Церкви (тем более священнослужитель) знает об абсурдности подобных страхов. А те, кто еще сомневается, просто не прилагают усилий, чтобы разобраться в этих в общем-то несложных вопросах.

С нецерковными людьми сложнее. Чаще всего зачарованные гороскопами, рассказами о духах и призраках, колдунах и ведьмах, они с легкостью поддаются любым внушениям, по природе своей подобным вышеприведенным лже-наукам и лже-верованиям. Многих из них не убедят ни эти слова, ни чьи-либо другие, ни наставления священников, какой бы высокий духовный сан они не имели. Неверие в Бога играет с этими людьми злую шутку, поэтому и они, и их близкие непременно несут ношу запретов и табу, связанную со смертью. Самое печальное, что и членам их семьи достается, так как их буквально заставляют (под страхом скандала) выполнять эти нелепые действия.

Что же делать, если вы уже разобрались и не хотите быть посмешищем темных сил (от которых эти "знания", собственно, и исходят)? Ответить однозначно сложно. Наверное, в этом случае можно поступать так же, как и в случае с постом. Надо вспомнить, что любовь выше поста, и постараться с максимальной тактичностью отказаться от требуемых ритуалов. В то же время надо понимать, что похороны - не время для "разборок", и поэтому всегда надо стараться сгладить свой отказ или, если уж дело совсем плохо, не препятствовать другим делать то, что они хотят. Каждый из нас имеет свою меру, и все - свободу. Суеверных людей надо жалеть и молиться о том, чтобы на место этих бездумных страхов пришла настоящая вера.

Кроме различных опасений относительно болезней и даже смерти, есть еще и множество суеверий, относящихся к общению с умершим человеком, которые происходят от неправильного или полностью отсутствующего представления о загробном мире. В частности, в народе широко принято сопровождать мертвых различными "посылками" на тот свет. В гроб умершим кладут деньги, еду, а также все, что, на их взгляд, может пригодиться почившему родственнику. При этом никому не приходит в голову вопрос: если тело остается здесь, а уходит только душа, то зачем ей, душе, наши деньги или наша еда, могущая питать только это вот, увы, истлевающее тело. Второй вопрос: надолго ли хватит душе этого скудного запаса? Так, рассуждая, можно увидеть всю нелепость подобных действий. Не выдерживает критики и попытка накормить покойника неизменным куском хлеба (и лучше с сыром и колбасой), водруженным над традиционной стопкой с горючей жидкостью. Закономерен вопрос: а что же он, усопший, ест в другое время? Попытка задержать умершего на земле, приписать ему земные свойства - есть, пить и одеваться - происходит из простого неверия в загробную жизнь, из элементарного непонимания ее законов. По смерти от человека остается только бессмертная душа, которая не подчиняется земным законом. Еда, одежда нужны только видимому телу.

Душе же нужна только одна пища - наша молитва, которой мы-то как раз ее и не питаем. "Накормив" и "напоив" почившего, мы не молимся ни о прощении его грехов, ни о даровании ему блаженной райской жизни, а значит, оставляем ее, душу, совсем одну наедине с духами злобы поднебесными. А ведь Церковь учит, что именно наши молитвы любви способны облегчить посмертную участь человека. Но молитва ведь требует труда - труда любви, труда веры и преодоления своего безверия. Вот и ставим мы с завидным упорством рюмку и хлеб, не жалеем десятки, положенной в гроб, чтобы нашим почившим было хорошо там, за гранью жизни. На самом же деле мы проявляем величайший эгоизм к тем, кто в нас бесконечно нуждается.

Еще одним суеверием, с точки зрения Церкви, является обычай ставить рядом с иконами фотографию умершего и тем более зажигать перед ней свечу. Так поступают только с изображениями святых, и хотя это не является каким-то особым криминалом, все-таки нарушает церковные постановления, что, конечно же, делать не нужно.

Таким образом, надо понимать, что общение с умершими может осуществляться не иначе как через молитву. Помогать почившим мы тоже можем только через молитву. Они же к нам, как утверждает Церковь вопреки многочисленным любителям паранормальных явлений, не могут ни обратиться, ни прикоснуться, ни тем более сделать нам какое-либо зло. Ведь умершие по прежнему являются нашими близкими, с которыми рано или поздно мы встретимся в будущей загробной жизни. Что же касается посмертных явлений, сообщения о которых мелькают в бульварных изданиях, верить им просто не стоит. И не только потому, что большинство из этих сообщений - откровенная ложь, призванная увеличить тираж газеты. Некоторым ведь и действительно являлись привидения. Только были это не души умерших, которые твердо содержатся в руках Божиих и без Его ведома не могут ступить ни направо, ни налево, тем более нарушить земные законы (на земле ведь душа невидима). Были это, как сейчас принято говорить, "фантомы", "ряженые" - бесы, главной целью которых во все времена - обмануть и смутить человека. И обманывают, и смущают, причем не только бедного лжевера, но и сотни читателей через доступную всем слоям населения прессу. Если же, по особому смотрению Божию, и явится человеку кто-нибудь из умерших (чаще всего это святые), то об этом вряд ли расскажет бульварная газетка. Скорее, когда-нибудь напишут в чьем-то житии.

Обрядовая часть похорон и поминовения усопших "благодаря" суевериям разрастается, как снежный ком. Благодатная почва для этого - наше неверие и невежество, потому что в вере нет страха. "Познайте истину - и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 32), - учит Господь. И в первую очередь, свободными от страха. От самого главного и сильного страха для человека - страха смерти, страха небытия. Истина с неизменным постоянством напоминает нам о том, что смерти больше нет, а есть лишь временное успение, конец которому положит Сам Господь на Страшном Своем и нелицеприятном Суде.

Екатерина Громовая

Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com