Образовательная и миссионерская деятельность Донецкой епархии в послевоенное десятилетие
Занимаясь историей Русской Православной Церкви в СССР, ученые-историки в своих оценках церковно-государственных отношений ориентируются, прежде всего, на такие критерии: количество храмов, священнослужителей, наличие духовных учреждений. Вспоминая гонения, репрессии и законодательные запреты по отношению к религии, вряд ли кто-то поднимет вопрос о разнообразии форм миссионерства в советском государстве. Не только все попытки православного миссионерства, но и исповедничества Христа заканчивались в лагерях Дальнего Востока, Архангельской области.
|
Количество храмов и священнослужителей, уцелевших к началу Великой Отечественной войны, было для такой страны, как СССР, ничтожно мало. Их оставалось на основной территории не более 5% от уровня конца 20-х годов [1]. Ни миссионерствовать, ни передавать духовные знания, ни бороться за открытие учебных заведений в советском государстве, казалось, было невозможно: некому и не для кого. На Украине - в Кировоградской, Винницкой, Донецкой, Николаевской областях были закрыты все храмы. По одному действовало в Ворошиловградской, Полтавской, Харьковской областях [2]. Однако, несмотря на почти полный разгром организационной структуры Русской Церкви, множество запретов, опутывавших ее со всех сторон, она сумела выстоять, выжить как социальный институт. Там, где, казалось, полностью исчезла церковная деятельность, она возобновилась с новой силой. Одним из таких регионов был Донбасс - "колыбель рабочего пролетариата".
Сведения о составе православного
духовентсва на 1 июля 1947 года
| Ворошиловградская область | Сталинская область |
Общее количество священников | 139 | 212 |
Год посвящения в сан: | | |
до 1918 г. | 49 | 72 |
1918 - 1930 гг. | 31 | 74 |
1930 - 1941 гг. | 12 | 8 |
1941 - 1945 гг. | 32 | 46 |
после 1945 г | 15 | 12 |
Духовное образование: | | |
среднее | 84 | 90 |
высшее | 2 | - |
В предыдущей статье мы начали рассказывать о жизни Сталинско-Ворошиловградской епархии в послевоенное десятилетие. Административные изменения, которые провел архиепископ Сталинский и Ворошиловградский Никон в 1947 году, позволили ему обратить внимание на вопросы духовного образования и миссионерства.
По данным архивных документов, на 01.01.1948 в Сталинско-Ворошиловградской епархии на 338 приходов приходился 351 священник [3]. Только в одной Сталинской области во время Великой Отечественной войны были открыты 222 церкви [4]. Среди священников Ворошиловградской области только 61% имели духовное образование, а по Сталинской области - 42%. Эти цифры имеют вполне логическое обоснование. По Ворошиловградской области 42% священников было посвящено в сан в период с 1930 по 1945 год, а по Сталинской области - 31% (см. таблицу) [5].
Соответственно, никто из священников, рукоположенных с 1930 по 1945 год, не мог получить духовное образование из-за отсутствия в стране духовных учебных заведений.
В епархиальном отчете за 1947 год о начале такого рода деятельности записано следующее:
"…Мысль о том, чтоб положить начало в Донецкой епархии небывалых в ней духовных школ, возникла у епископа давно. Поводом к этому была замеченная им недостаточная теоретическая подготовка священнослужителей к своей работе, что особенно недопустимо в Донбассе, где священнику зачастую приходится встречаться и беседовать с людьми разных верований, всевозможных уклонов, сект, "традиций"" [6].
Многие обстоятельства долго мешали осуществлению этой мысли: отсутствие помещения, необходимых книг, трудность в подборе штата подготовленных педагогов и так далее. В отчетном, 1947 году, купили здание епархиального управления. К этому времени практически все препятствия были постепенно устранены, и с 20 июля по 10 августа с благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия были проведены епархиальные Пастырско-Богословские курсы с миссионерским уклоном.
|
На курсах занимался 51 священнослужитель из приходов, наиболее зараженных разными лжеучениями. Курсанты помещались в доме епархиального управления, питались на епархиальные средства в одной из столовых города. По данным финансовых отчетов епархии за 1947 год, расходы на курсы были следующие: зарплата преподавателей составляла 11.000 руб., содержание учащихся - 76.550 руб., покупка учебных пособий - 322 руб. [7]. В отчете за подписью архиепископа Никона отмечается, что "местный уполномоченный Совета по делам РПЦ, все городские власти все время оказывали курсантам содействие" [8].
В круг предметов преподавания на курсах входили:
1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
2. Сектоведение с методикой противосектантской пастырско-миссионерской деятельности.
3. Общая церковная история.
4. Библейская и русская церковная история.
5. Церковное пение.
6. Церковное право и практическое руководство для пастырей.
7. Гомилетика и литургика.
8. История домостроительства спасения людей.
Один из слушателей Пастырско-Богословских курсов протоиерей Андрей Деркаченко (сидит слева) |
Администрация курсов состояла из шести человек: один профессор и пять преподавателей. Заведовал курсами архимандрит Нафанаил (Смердынский). В числе лекторского персонала, кроме епархиальных сил, был приглашен профессор-миссионер Иван Георгиевич Айвазов, автор ряда монографий: Русское сектантство (Харьков, 1906), Миссионерская полемика (Харьков, 1907), Московские сектанты и московские братцы (Москва, 1909) и др. [9]. Приглашение специалиста такого уровня было обусловлено началом широкомасштабной миссионерской деятельности, которую начал с 1947 года архиепископ Сталинский и Ворошиловградский Никон.
Причин для начала такой деятельности, даже с учетом всевозможных ограничений и запретов в законодательстве СССР и предусмотренных за проявление подобной инициативы наказаний, было предостаточно. В отчете 1947 года архиепископ Никон так объяснял необходимость такой работы: "Донбасс издавна заражен сектантством…Сектантская жизнь в Донецкой епархии осуществляется преимущественно в рудничных поселках. Наиболее распространенные - баптисты. Молодежь верит лжеучению сектантов о том, что уверовавший и покаявшийся уже спасен, грешить больше не может и для него покаяние больше не надо…" [10]. В одном поселке Рутченково (г. Сталино) насчитывалось до 450 человек баптистов, в поселке Калиновка - 250 человек. На самом деле в Донбассе было много не только представителей протестантских направлений, но и приверженцев разнообразных сектантских групп, которые создавали отдельные лица. Этим людям удавалось подчинять себе целые поселки, села, где храмы были уже десятилетиями закрыты и догматы православной веры забыты, а беды и горести войны сделали людей уязвимыми и жаждущими утешения. "Стефановцы", "подгорновцы", "кирилловцы", "ксеньевцы" - вот далеко не полный перечень названий различных сектантских групп, зарегистрированных на территории Донбасса. У каждого из них было свое мнение о религиозной политике в СССР, и они передавали его своим последователям. Например, руководитель секты "стефановцев" Стефан Подгорный (как их еще называли - "подгорновцев") выдвинул основной лозунг своей группы: "Нет царя - нет алтаря". В рамках советского законодательства это была уже антисоветская деятельность и ей соответствовала 58 статья Уголовного Кодекса СССР. Чтобы предостерегать православных христиан от такого рода ошибок, необходимо было проводить просветительскую и миссионерскую работу.
Еще до организации в епархии Пастырско-Богословских курсов с миссионерским уклоном, в мае 1947 года был создан Епархиальный Миссионерский Совет под председательством члена Епархиального Совета архимандрита Нафанаила. С большинством решений и проблем Миссионерского Совета он впоследствии познакомил и учащихся Пастырско-Богословских курсов, которым преподавал ряд предметов.
Миссионерскую работу начали с Ворошиловграда, где в конце 1946 года в кафедральном соборе были введены специальные миссионерские вечерни по четвергам, руководство и контроль над ними со временем взял на себя Миссионерский Совет. На этих службах произносилось не менее 1-3 проповедей противосектантского содержания. В 1947 году члены Епархиального Миссионерского Совета разработали и утвердили ряд мероприятий по миссионерской деятельности. Из их плана работы можно отметить следующие:
"1) Намечено создание миссионерской библиотеки.
2) Принято решение по всей епархии проводить беседы разъяснительного характера о значении чинов богослужения и церковных песнопений.
3) Ввести в каждом благочинном округе миссионерские вечерни.
5) Введение в обязательном порядке во всех приходах епархии на вечерних богослужениях общецерковного пения всех молящихся, а по окончании богослужения исполнять псалмы, ирмосы, похвальные песнопения Пресвятой Богородицы…" [11].
Цели, задачи и методы миссионерской работы детально разъясняли курсантам Пастырско-Богословских курсов в течение трех недель. Из общего числа слушателей окончили курсы 46 человек. По данным отчетной документации, на выпускных экзаменах 11 человек получили оценку "отлично", 15 - "хорошо", 11 - "удовлетворительно", 9 - "прослушали курс" [12].
Делая выводы о работе Пастырско-Бого-словских курсов 1947 года в г. Ворошиловграде, трудно, на наш взгляд, переоценить их значение в послевоенной жизни Донецкой епархии. Было сделано невозможное: в рабочем, пролетарском регионе, оплоте коммунистической партии, в разгар послевоенной разрухи и восстановления не просто говорили о Боге, а учили людей проповедовать, нести Слово Божье, вести полемику с инакомыслящими и наставлять заблудших.
Светлана Исиченко
Примечания:
1. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. - С. 118.
2. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. - М.: Луч, 1994. - С. 101.
3. Государственный архив Донецкой области (далее ГАДО). - Ф. Р-4022 "Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Сталинской области". - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 19-23.
4. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. - С. 182.
5. Центральный государственный архив общественных объединений (г. Киев). - Ф. 1 "Центральный комитет коммунистической партии Украины". - Оп. 23. - Д № 4556. - Л. 5.
6. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 9.
7. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 32.
8. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 10.
9. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 6.
10. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 11.
11. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 16.
12. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 10-11.