Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / Светлана Исиченко

Один год из жизни Донецкой епархии: новые начинания 1947

Изменениям в государственной религиозной политике СССР в годы Великой Отечественной войны посвящено немало статей, глав книг, монографий. Ученые и церковные деятели по-разному оценивают эти изменения в жизни Русской Православной Церкви во второй половине XX века. Но никто не отрицает влияния нововведений на последующие десятилетия существования РПЦ в СССР. В целом эти перемены соответствовали курсу, наметившемуся в 1939 году в связи с отказом от массированного наступления на Церковь 1929-1939 годов.

Качественно новый этап церковно-государственных отношений начался в сентябре 1943 года. Правительство СССР разрешило выборы Патриарха, возобновление церковной издательской деятельности, духовного образования, открытие сотен храмов. Были внесены соответствующие изменения в законодательство СССР. А что же было в действительности на местах? Как жили православные священнослужители и миряне? С какими трудностями сталкивался архиепископ Сталинский и Ворошиловградский Никон? Были ли уступки государства такими значительными на практике, как казалось первоначально? Появилась ли возможность проведения образовательной и миссионерской деятельности? Именно этим вопросам мы посвящаем цикл публикаций об истории Донецкой (Сталино-Ворошиловградской) епархии в послевоенное десятилетие XX века [1].

В состав Донецкой епархии входили две области УССР - Сталинская и Ворошиловградская. Постоянное местонахождение кафедры епископа было в Ворошиловграде. С церковно-административной точки зрения Донецкая епархия была разделена на 21 благочиние, из которых 13 находились в Сталинской области, а 8 - в Ворошиловградской [2]. По данным архивных учреждений Луганской и Донецкой областей, на 1945 год было зарегистрировано 127 религиозных общин, действующих при храмах в Ворошиловградской области, а в Сталинской области - 231 [3].

Вся деятельность в епархии проходила под строгим контролем государственных чиновников. Инструментом реализации послевоенной церковной политики в СССР стал созданный в 1943 году Совет по делам Православной Церкви. Юридическое оформление Совета по делам РПЦ было закреплено Постановлением СНК СССР № 993 от 14 сентября 1943 года, а Постановлением правительства СССР № 1095 от 7 октября того же года утвердили Положение про Совет [4]. Положение формально предполагало, что созданная инстанция будет заниматься "присмотром за соблюдением местными органами власти законодательства про свободу вероисповеданий". Именно уполномоченные на местах, назначенные в каждую область, отвечали за деятельность епархий РПЦ. В послевоенные десятилетия уполномоченным по делам РПЦ по Ворошиловградской области был Кариков П.В., а по Сталинской - Черноморченко К.Ф. [5]. Именно с этими руководителями сотрудничал и решал все текущие вопросы епископ Донецкой епархии.

С 1945 года Донецкую епархию возглавлял Высокопреосвященнейший архиепископ Никон (Петин А.П.). Нельзя сказать, что это был легкий труд. В Ворошиловградской области 27% всех населенных пунктов имели религиозные общины, зарегистрированные при типовых церквях или молитвенных домах, а в Сталинской области - 44% [6]. Отдаленность некоторых приходов от Ворошиловграда составляла до 350 км, что, конечно же, не способствовало нормализации административного управления епархией [7]. По этой причине в 1947 году были проведены административные изменения.

В каждом из 21 благочиния, кроме имеющихся благочинных, были утверждены следующие выборные должностные лица: "один духовник, который заботился о деятельности окружного духовенства среди пасомых по сохранению и укреплению нравственных устоев жизни; а также окружной духовный следователь для разбора и устранения на местах всяких возникающих в приходской жизни недоразумений второстепенного значения" [8]. Для проведения ревизий в благочиниях и расследования общинных дел, более значительных по своей важности, была создана Следственно-ревизионная комиссия в составе трех протоиереев. За 1948 год ими было проведено 19 следствий по епархии [9].

Тематика вопросовКоличество посетителей
По церковным делам1008
По вопросу о перемещения206
По личному делу484
С жалобами82
По вызову епископа186
Итого1966

В связи с тем, что местонахождение кафедры епископа было в Ворошиловграде, в Сталинской области был учрежден Секретариат епископа, но его пришлось упразднить, т. к. и священнослужители, и миряне все равно старались приехать к епископу в Ворошиловград. За 1947 год к нему приехали по разным вопросам 1966 человек [10].

Из-за такой большой посещаемости епископа священниками и мирянами встал вопрос о благоустройстве епархиального управления. Целью этого было создание элементарных удобств и приюта для приезжающего по разным вопросам духовенства с периферий. Эту проблему решили летом 1947 года. В центре Ворошиловграда удалось найти дом, который по своему расположению внутренних помещений был пригоден для означенной цели. В нем разместились: кабинет епископа, комфортная приемная, епархиальная канцелярия, комната членов Епархиального Совета, солидно обставленный лекционный зал, в котором также проводились собрания, епархиальная библиотека, комната для приезжающего в епархию духовенства. Нуждающийся в ночлеге обеспечивался ванной, чистой постелью, возможностью приготовления горячей пищи. Таким образом, были созданы все условия для священнослужителей, приезжающих на прием к архиепископу из отдаленных мест [11]. Со временем здесь же оборудовали медпункт, в который одна из районных поликлиник Ворошиловграда выделяла медицинский персонал для обслуживания. С 21 ноября по 31 декабря 1947 года в медпункте было зарегистрировано 441 посещение [12]. Для своевременного отъезда посетителей домой при епархиальном управлении работал специальный сотрудник, который обеспечивал заблаговременное приобретение железнодорожных билетов в разных направлениях.

Анализируя все вышеперечисленные нововведения в жизни Донецкой епархии, можно говорить о "временном перемирии" в церковно-государственных отношениях. Именно так называют историки период 1945-1953 годов. Однако хотелось бы отметить и роль личности в историческом процессе. Все административно-хозяйственные изменения, образовательно-миссионерская деятельность, о которой мы расскажем вам в следующих публикациях, были возможны благодаря трудам архиепископа Сталинского и Ворошиловградского Никона. Именно этому удивительному человеку будет посвящена отдельная статья из цикла материалов о послевоенной истории Донецкой епархии.

Светлана Исиченко

Примечания:

1. В архивных документах государственных архивов Донецкой и Луганской областей с 1947 года упоминается название "Донецкая епархия".

2. Государственный архив Донецкой области (далее ГАДО). - Ф. Р-4022 "Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Сталинской области". - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 1.

3. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 4. - Л. 1.

4. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. - С. 205.

5. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 1-2.

6. Центральный государственный архив общественных объединений (г. Киев). - Ф. 1 "Центральный комитет коммунистической партии Украины". - Оп. 23. - Д № 5377. - Л. 19.

7. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 6.

8. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 7.

9. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 8.

10. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 2.

11. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 3-4.

12. ГАДО. - Ф. Р-4022. - Оп. 1. - Д № 9. - Л. 5.

   Другие статьи этого автора
   Отправить комментарий к статье
   Читать другие комментарии (0)  
Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com