В этом году Русская Православная Церковь отмечает 1020 лет Крещения Руси. Великая дата. И, как всякая годовщина, эта цифра заставляет остановиться, оглянуться, подвести итог. Итог тысячелетия и итог двадцатилетия. Поскольку двадцать лет назад наша Церковь оказалась по уровню своего развития практически на том же этапе, на котором были наши праотцы в 988 году. Семьдесят лет гонений на Православие свели на нет большую часть достижений целой тысячи лет. Церковь была изолирована, оклеветана, ее иерархия поломана и перекручена. Иконы не писались, книги не издавались. Единственное печатное издание, с которым осталась русская церковь - "Вестник патриархии".
Кроме того, полная подмена ценностей современной жизни, ее ускоренный темп, погоня за информацией поставили церковь в жесткие условия. В этих условиях пришлось мобилизоваться, собрать все силы для миссионерской деятельности. О результате можно судить уже сегодня.
"Кто владеет информацией - тот владеет миром" - такое кредо провозглашает нам настоящее. О свежих новостях мы узнаем по телевидению, из газет, интернета и уже не отрицаем, насколько большое влияние они оказывают на наше мнение. К сожалению, представители так называемой четвертой власти в поисках свежей информации редко задумываются над тем, что они несут аудитории. А она, в свою очередь, часто принимает все за чистую монету. В такой ситуации очень важно, чтобы вместе с сомнительными источниками стоял и источник информации, которому можно доверять.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси так видит значение православных СМИ: "Мы должны стремиться осмысливать современную жизнь в евангельской перспективе, чтобы передать твердое христианское мировоззрение нашим соотечественникам. Православие - это не теоретическое знание, оно охватывает все стороны человеческой жизни. Значит, у церковных СМИ есть своя важная зона ответственности. В ситуации нравственного релятивизма роль церковных СМИ по утверждению норм христианской нравственности трудно переоценить".
Это один из важнейших аспектов существования православных СМИ. Другой - миссионерский - донести слово Божие людям. Привести человека к порогу храма. Чтобы он захотел открыть Евангелие. Сегодня в каждой епархии существует своя пресс-служба. Ее задача - сотрудничество со светскими СМИ, формирование профессиональных контактов и предоставление правдивой информации о жизни Церкви.
В сфере такого сотрудничества Донецкая епархия добилась значительных успехов. Ее клирики принимают участие в различных телевизионных проектах, дают интервью светским газетам, журналам, обращения Владыки транслируют местные телеканалы, а события церковной жизни становятся заметным явлением в жизни города и области. Безусловно, вес в общественной жизни помогает Церкви приобрести и православные СМИ. На базе пресс-службы епархии издаются три журнала, газета "Донбасс православный", работает сайт. А если учесть газеты, издаваемые в приходах, то цифра получится немалая. Приятно и то, что уровень церковных СМИ с каждым годом растет. Как говориться, их развитие от количества перешло к качеству.
Еще одна отличительная черта наших православных масс-медиа - здесь работает молодежь. Все больше молодых специалистов приходят в СМИ, чтобы посвятить свои таланты делу проповеди Слова Истины.
Несмотря на огромное желание подарить свою любовь и знание людям, поделиться с ними радостью Воскресенья Христова, заметным становится и недостаток опыта. Как рассказать о Православии, чтобы человек не испугался, как заинтересовать его, не совершая давления - об этом говорят во время семинаров и конкурсов, которые проходят в епархии для православных журналистов.
В 2004 году при факультете смежных (дополнительных) профессий ДонНУ было основано Подразделение духовной культуры с двухгодичным сроком обучения. Выпускникам предоставляется дополнительная к основной специальности квалификация преподавателя православной этики и культуры. Этот предмет еще не введен в школьную программу, зато это образование помогло раскрыть свой талант многим молодым журналистам. Сегодня выпускники отделения трудятся во многих церковных СМИ.
Острые углы
Сегодня часто приходится слышать критику в адрес православных СМИ. Ведь в них нет громких сенсаций и разоблачений, ярких заглавий и цинизма. Но есть то, что намного дороже, то, по чему так проголодался современный человек - тихий свет Истины.
Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир выражает надежду на улучшение взаимоотношений между светскими и церковными СМИ: " Это взаимосвязь между Церковью и СМИ опять-таки на общегосударственном уровне, на уровне епархиальных управлений, на уровне отдельных приходов связь необходима, потому что информация сегодня очень много значит. К сожалению, многие годы, начиная с 62-го года по 92-ой, когда наша Церковь получила самоуправление - это почти что автономия - мы прибывали долгое время в блокаде, но и сейчас нельзя похвалиться, что эти связи служат откровенному и доброжелательному отношению, которое должно быть, потому что СМИ служат обществу, и Церковь служит обществу. Церковные люди - это те же верующие люди, граждане нашего государства.
К сожалению, вместо того, чтобы разрешать конфессиональные конфликты, часто СМИ наоборот вызывают столкновения из-за своих необъективных суждений".
Если с теле-, радио- и печатными СМИ ситуация более менее контролируема, то Интернет-издания растут как грибы после дождя и не всегда несут людям слово Божие в том виде, в котором оно нам дано. И начинающему пользователю православного Интернета сразу сложно отличить серьезный сайт от любительского.
В целом же аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычного сектора мировой сети интернет) невелика. По данным Rambler, она составляет около 60 тысяч посетителей или около 0.3% от общей аудитории рунета в день. Посещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные - 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) - 19%, восточные культы и оккультизм - 11%, исламские - 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты - 6%, иудейские - 4%.
Общее количество сайтов рунета составляет около 1,670,000, а количество православных сайтов около 2000. Таким образом, примерно каждый тысячный сайт в интернете (0.11%) - православный. Тройка самых посещаемых ресурсов - это проект "Православный календарь", портал "Православие.RU" и Официальный сайт Русской Православной Церкви.
Крупнейшие сайты Донецкой епархии: "Донбасс православный" и образовательный проект "Orthodoxy Foto". Кстати, на 15-х Рождественских чтениях они стали участниками конкурса православных сайтов Рунета "Мрежа-2006". "Донбасс православный" отмечен в номинации "Официальные церковные сайты". Он на высоком уровне информирует пользователя Интернет о событиях в жизни епархии, знакомит с историей епархии, ее святынями.
К сожалению, большинство православных сайтов относятся к так называемым однодневкам, которые закрываются в первые пять месяцев. Намерения авторов таких ресурсов, как и предлагаемая на них информация, заставляет усомниться в своей достоверности.
Для того чтобы быть уверенными в качестве полученной на православном сайте информации, желательно обращать внимание на благословение. На легитимном православном сайте всегда указано, с чьего благословения он открыт.
Голос Церкви
Слово - это великая сила. Оно может в равной степени как ранить, так и вознести человека. Поэтому СМИ должны осознавать в полной мере свою ответственность. Ведь в их руках находится грозное оружие. А для церковных СМИ эта ответственность удваивается, ведь они затрагивают самое сокровенное в человеке - его душу. О специфике православных СМИ с нами согласился побеседовать руководитель информационно-просветительского отдела Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.
- Какова на сегодняшний день аудитория церковных СМИ?
- Церковные СМИ - это, прежде всего, СМИ миссионерские. Под их миссией мы понимает просвещение людей светом христовой истины. Читатель у нас очень разный. Это, прежде всего, люди воцерковленные, которых интересует богослужебная жизнь, новости приходской жизни, новинки книжной литературы. Но наш читатель это и люди нецерковные, т.е. те, которые интересуются современной жизнью и в то же время делают первые шаги к храму благодаря тому, что прочитали какую-то статью в нецерковной периодике. Хотя мы стараемся делать так, чтобы те ассоциации, которые навязаны нецерковными СМИ о Церкви, не срабатывали. Потому что часто для них Церковь - это скучно, неинтересно, однообразно. Мы же показываем, что есть настоящая сторона жизни Церкви. Это когда интересно, привлекательно и красиво.
- Церковные СМИ часто обвиняют в излишней, так сказать, елейности, в отказе от обсуждения современных проблем.
- Проблематика, которая поднимается в Церкви, не такая уж елейная, скучная и не такая уж правильная. Да, мы не пишем о плохих новостях, мы не делаем акцент на криминалитете, на какой-то пошлости, но в то же время мы говорим о том, как с этим бороться. То есть не только говорим о следствии и констатируем факт, но и выявляем причины и предлагаем какой-то другой путь развития для человека. Он знает, что есть какие-то грехи, ну а что дальше? Оказывается, с этим можно бороться и без этого можно спокойно жить. Вот церковь и церковные СМИ в этом плане дают надежду. В отличие от светских СМИ, которые думают, что они будут нейтральными, констатируют некий факт. Ну, а что дальше? Да, у нас много абортов, много убийств, у нас политики не всегда умные вещи делают. Ну, а что дальше? Или поступать как они или впасть в отчаяние... Ответ на эти вопросы может дать только Церковь, а православные СМИ в этом плане - есть голос Церкви, который доносит людям мнение о другой жизни, о том, что есть чистый воздух, которым можно дышать и жить в мире с Богом и с людьми.
- Каков на сегодняшний день уровень развития православных СМИ в Донбассе и какова их специфика?
- Что касается донецких СМИ, то, конечно же, мы не можем сказать, что они на высоте, но и не можем заниматься самобичеванием. Сделано очень много, благодаря трудам Владыки, который благословляет и окормляет газеты, журналы. Создана целая система взаимодействующих между собой изданий, которые учитывают читательский интерес, в отличие от других епархий, где в одно издание стараются протиснуть и детскую страничку, и официальную церковную хронику, и некие миссионерские вещи, рассчитанные на невоцерковленного читателя. Получается некий винегрет или микс, но он не всегда удачен. Мы все-таки можем, благодаря поддержке благотворителей, иметь в наличии разные издания, но решать одни и те же задачи. То есть с Божьей помощью направляем свои усилия, чтобы люди обращались к Богу и к Церкви.
24 мая все славянские народы празднуют День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, создателей азбуки. Благодаря их трудам, мы сегодня имеем слово, воплощенное на бумаге. Это открытие когда-то объединило славян. Так может быть современным журналистам стоит брать пример со святых отцов и создавать слово, не разрушающее и оскорбляющее, а слово созидания и объединения. Ведь именно это слово было в начале.
Дарья Иванникова