Кто из нас не думал, глядя на образ Богородицы в храме, о ее необыкновенной красоте. О том свете, который исходит от ее лица и объединяет воедино ее внешнее и внутреннее совершенство. Для каждой женщины она - пример, образец для подражания. Так было всегда. Пока не вмешался XXI век.
XXI век можно назвать веком иллюзий. Истинный смысл людей и событий сокрыт от нас за пеленою ярких образов, предрассудков и мифов. Мир вокруг стал настолько удобным, что человеку практически не приходится думать и принимать решения. Существует масса предписаний и полезных советов. Скажем, выбирает он будущую профессию - к его услугам профессиональные психологи, которые предложат множество тестов, определяющих способности. Каждый дизайнер обставит жилище, а бизнес-консультант посоветует, как потратить деньги.
Многочисленные журналы и книги подскажут молодой девушке, как правильно выйти замуж, также можно провести тест на совместимость с избранником. Глянцевые развороты предписывают при этом, как нужно выглядеть и в какие параметры себя вписывать.
Не спорю, изначально во всей этой системе лежало разумное зерно - профессионалы помогают неопытным людям. Но! Проблема в том, что истинных профессионалов единицы, а советов пруд пруди. Люди так привыкли к подобным подсказкам, что практически разучились думать самостоятельно. И раз уж разговор идет о женщинах, положа руку на сердце, ответим: каждая хоть раз в жизни сидела на диете, хоть раз в жизни покупала модную вещь и читала статью о моде. Утвердительно ответят, пожалуй, 90%. А вот на вопрос, сделало ли это вас лучше, ответы не будут столь единодушны.
Потому что не думаем. Как попугаи, принимаем на веру то, в чем веры нет и не было. В итоге подгоняем себя под чужое мнение, не задумываясь, а подходит ли оно нам. В моде желтый цвет - все ходят, как канарейки, независимо от того, к лицу это или нет. В итоге советы, призванные облегчить выбор, сделать женщину миловидной, мутируют в вульгарные и безвкусные тряпки. Ладно, смешной внешний вид, а мода на определенные фигуры. Я не совру, если скажу, что увлечение диетами наносит непоправимый вред здоровью нации. Сколько язв, гастритов и булимий породила модная индустрия!
При этом способность одних и неспособность других соответствовать племенным стандартам почему-то дает право первых чувствовать свое превосходство над другими, вызывая непонятную жестокость.
Существует другая неприятная крайность современного женского облика - отрицание самой женственности. Когда девушка или женщина по какой-то причине решает, что она мужчина. Что влечет за собою соответственный облик, манеру поведения, намеренное подчеркивание собственной мужественности и независимости. Некоторые называют это эмансипацией, другие - феминизмом, третьи - равноправием полов, но ясно одно - подобное поведение искажает природу женщины, а все что противоприродно - не может быть красивым.
Почему не остановиться и не вспомнить, что Господь всех нас создал прекрасными и неповторимыми, просто надо научиться ценить свою красоту. Если в каждом человеке живет образ Божий, зачем осквернять его глупыми экспериментами? Ничего хорошего из этого не выйдет. Другое дело, если относиться к телу как к сосуду, в котором живет Святой Дух. Ведь не всякой салфеткой накроешь такой сосуд. Нужно выбрать убранство, которое подчеркнет его природную красоту и не помешает свету изнутри свободно изливаться. Поэтому так важен индивидуальный подход. И, конечно же, нельзя забывать, что внутреннее содержание первостепенно.
Красота по-православному
Человек, пока живет, должен постоянно совершенствоваться. Стараться сделать свою душу прекрасней. А если душа стремится к идеалу, то и все вокруг стремится к нему, а значит, и телесная оболочка также. Безусловно, во всем важна мера. Нельзя позволять внешней красоте стать во главу угла, но и пренебрежительно относиться к тому, что даровано Богом, тоже не следует. В связи с этим у православных женщин часто возникают противоречия. Хочется создать семью и слушать духовника. А духовник часто советует соблюдать строгий церковный "дресскод". Длинная юбка, платок, отсутствие косметики. Но ведь молодежь-то привыкла к несколько иным стандартам красоты. Вот и получается, что на первый план выходят дамы с "боевой раскраской", а истинная красота наших барышень остается незамеченной под серенькими платочками. Как же найти эту золотую середину? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает диакон Андрей Кураев:
Церковь и косметика
Во-первых, в православии настороженное отношение вообще ко всему, что искусственно (то есть сверхприродно, но не благодатно). Даже электрический свет вместо естественного солнечно-свечного, парафиновые свечи вместо восковых, вазелиновое масло в лампадах вместо оливкового, концертное пение неверующих наёмников вместо пения верующих прихожан - всё это своего рода "косметика", которая натирает нам душу. Во-вторых, храм - не место для лицедейства и лице-
мерия. Если человек пришел в храм, то к чему пудра и помада?
Мирная косметика
Евангелием... предписывается: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и мой лице твое" (МФ., 6,17). Считалось, что красивые волосы - это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет. Это совет духовный. Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком уж старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в черных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением
постоянного благочестивого ужаса короткими межхрамовыми перебежками передвигаться по улицам городов...
Значит: если в твоем окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия (нормы) в той среде, где живет и работает христианин, то не стоит нарочито из нее выламываться. Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример - св. страстотерпица императрица Александра Федоровна. Но для нее косметика была не выбором, который она в своей эмансипации сделала вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции.
Советы женщинам
В итоге складываются три совета на тему одежды и косметики. Первый обращен к женщине, которая просто проходит мимо храма. В её утренних замыслах посещения храма не было. Но вот проходила мимо, и в сердце шевельнулось желание зайти. Одежда её "нецерковная"... Что делать? Зайти. Если женщина знает, что у неё такая одежда, что может вызвать нарекания прихожанок, и тем не менее, заходит на минутку в храм ради молитвы о своих детях, то это своего рода исповедничество и юродство: готовность принять неприятности и оскорбления ради того, чтобы помолиться. Второй совет женщине, которая специально идёт на службу. Ей стоит одеться "по-церковному". Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: "Таинство нашего ближнего". Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли. Так что, идя в храм, лучше одеться так, чтобы одежда не давала повода отвлекать от молитвы ни тебя самого, ни других людей. Третий совет - самим прихожанам. Снова представим первую ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма, и у неё появилось желание зайти. Но тут уже другая мысль остерегла её: "Ты не так одета! Тебе туда нельзя!" Вопрос: какая из этих мыслей - от Бога, а какая - от лукавого? Кто позвал эту женщину в храм, а кто - отпугнул? Наверняка мысль о посещении храма была от Господа, а другая, пугливая мыслишка - пришла "слева". Так зачем же нам-то становиться союзниками этого "левого"? И ещё нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю - меня терпят. Все мы в церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут - Господь. Так что не надо в церкви хозяйничать и изгонять из неё тех, кого позвал сам Владыка. В новом Завете Господа с людьми женщине, ее душевному строению и жертвенной любви отводится особое место, особая роль, призывающая ее на служение Христу в деле спасения человечества от рабства греху, что впервые показано нам образами Евангельских жен.
Так кто же она? Видный политический деятель, скромная служительница храма или многодетная мать. Спорить о том, какой должна быть современная мироносица, дети Адама и Евы будут всегда. При этом мнение тех и других всегда будет диаметрально противоположным. Да и возможно ли дать единственный ответ? Скорее всего, у этого уравнения существует множество решений. Главное,
чтобы условие было соблюдено. А условие одно - Христос Воскрес! И нести эту весть каждая мироносица будет по-своему.
Дарья Иванникова