Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / протоиерей Виктор Кулыгин

Пасха в жизни православного христианина

Что значит Пасха для православного христианина.

Праздников праздник и торжество из торжеств? Да. Но каждый праздник имеет свою предысторию. Что-то выражает такое, что заставляет человека радоваться и выделять это событие из ряда остальных. А раз праздников праздник, то это такое событие, которое определяет всю систему ценностей, весь уклад жизни.

Слово Пасха означает исход. Движение от рабства к свободе.

Пасха - это чудесное избавление человека с помощью Бога.

Пасха - это заместительная жертва кто-то страдает, чтоб я был спасен.

Пасха - это великая перемена жизни.

Такой смысл вкладывает Ветхозаветное Писание в это понятие, называемое словом «Пасха».

Ветхозаветный Закон фактически зиждился на Пасхальной идее. Именно после Пасхи стало возможным Синайское законодательство. В Пасхе родился богоизбранный народ как народ Божий. Их Бог - это тот Бог, который Пасхой вывел их из рабства Египетского.

Но была в Ветхом Завете некая незавершенность. Было ожидание Мессии, Который должен основать новый мир. Изменить его ещё более радикально. Для всего человечества.

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.» (Евр.10:1)

Бог совершен, но человек несовершенный. Греховное повреждение человека сделало невозможным общение с Богом таким, каким было оно в раю. И жизнь человека стала неполноценной, лишенной главного блага. Ибо как говорит справедливо Блаженный Августин: «Ты, Господи, создал меня для Тебя, и не успокоится мое сердце, пока не найдёт тебя». Потому необходима была перемена, чтобы человек стал тем, каким Бог его сотворил. Должен был быть Завет между Богом и человеком не просто о том, что Бог будет ему покровительствовать за исполнение Заповедей. Но о том, что наступят дни, когда человек станет способным вернуться к Богу, и быть не наемником, но сыном.

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды НОВЫЙ ЗАВЕТ, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.» (Иер.31:31-34)

Человека необходимо было избавить от греха, от всей ветхости, от того несовершенства, что корениться в нем после грехопадения. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! КТО ИЗБАВИТ МЕНЯ ОТ СЕГО ТЕЛА СМЕРТИ?» (Рим.7:18-24)

Потому смысл Библии именно в том, что эта Книга говорит о той великой перемене, которая должна произойти в человеке. Это по большому счёту книга о Пасхе. О Пасхе Нового Завета, потому что Ветхозаветная была прообразом, приготовлением.

Отсюда естественно, что Новозаветная Церковь - она также зиждется на Пасхе. И все православное христианство центром своего вероучения имеет Пасху Христову. Пасха - это не только сам чудесный факт Воскресения Христа, но и последствия этого Воскресения для человека, как избавление от ига смерти и разобщённости с источником жизни - Богом.

Суть Евангелия, по отношению к которому Ветхий Завет Библии является прологом, в том, что Христос воскрес нашего ради спасения. Факт Воскресения Иисуса Христа открыл апостолам глаза на то, в чём смысл Всего Писания.

Только Благодаря воскресению они могли сказать: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -- ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, -- о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение -- с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.» (1Ин.1:1-4)

Потому, чтобы разуметь Священное Писание, необходимо понять, что ключ к пониманию лежит в факте Воскресения Христова - Христовой Пасхи.

В том же и ключ к пониманию вероучения Церкви: «если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша»

Главнейшее Таинство Церкви также связано с событием Пасхи Христовой. Иначе, какой был бы смысл в причастии тела и крови того, кто был распят и, таким образом, погиб. Церковные богослужения, догматы, вся проповедь имеет центральной темой Пасху.

Церкви Христовой нет без Пасхи.

Пасха Христова - это и есть Новый Завет. Пасха есть преодоление смерти, изменение жизни, новая жизнь. Земное и временное через Иисуса Христа соединяется с вечным.

Это значит, что в любую эпоху, так как и сегодня, членом Церкви - христианином может назвать себя лишь тот, кто убежден, что Пасха - это событие в его личной жизни. Не просто в истории, которая была когда-то, не просто 2000 лет назад. А в моей личной жизни. Пасха Христова изменила мою жизнь. Через Пасху я познал Христа. Познал Христа, как Жизнодавца, через Пасху оживотворившего меня. Пасха - это то, что связывает меня с Церковью, тем обществом людей, которые также имеют Пасхальную радость общения с Богом.

То есть наша христианская жизнь должна наполняться не просто верой в Бога, что Он есть, ибо с такими убеждениями и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19). Не просто верой Ветхозаветной, что если я буду хорошо себя вести, то Бог мне поможет, ибо «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Эта вера должна быть оживотворена Пасхальным Светом, ибо мы веруем во Христа Распятого и Воскресшего. Все остальное в нашей христианской жизни является только развитием этой темы.

Однако, на практике все получается не так просто.

Может и хотелось бы нам всецело проникнуться Пасхальной радостью, но жизнь показывает, что для это надо приложить некоторый труд. Сделать свой шаг навстречу Богу. Об этой житейской мудрости и говорит православие в отличие от протестантских самозаклинаний типа: «я уже спасен, мне уже хорошо, мои внутренние грезы сильнее внешней реальности жизни». Что имеется ввиду? В этом мире, в мирском житейском омуте, трудно поднять голову, чтоб перевести взгляд от земли к небу.

Возьмём пример страданий Христа.

Кроме Христа в этой связи мы читаем об апостолах, книжниках и фарисеях, учениках и женах-мироносицах, о толпе, о воинах, о прокураторе Понтийском Пилате, о разбойниках, об Анне и Каиафе, об Иуде Искариотском, о Божией Матери - Деве Марии.

Вот здесь пример людей преданных Христу, враждебных Ему, безразличных. Все они были свидетелями и участниками этих событий.

Среди них всех в Своих Страстях Христос был одинок. Каждый был занят своими мыслями.

Апостолы спали, когда Он молился до кровавого пота в Гефсимании. Они мучались, но они боролись со сном. В этом было их мучение.

Мучился в это время Иуда, потому что боялся, удастся ли без вреда для него, Иуды, арестовать Иисуса. Не пропадут ли сребреники? Как на него посмотрят вчерашние собратья-апостолы?

Мучились первосвященники, удастся ли спокойно арестовать. Что скажут люди? Насколько Иисус сумел завладеть умами людей? Потом, когда не могли найти обвинения, могущего навлечь казнь через распятие.

Мучилась супруга Понтия Пилата, потому что во сне страдала за Праведника Того, о котором просила Понтия не делать Ему зла.

Мучился Пилат, когда понимал, что судит не по закону Римского права, судит Обвиненного по зависти фарисеев и книжников, а не по справедливости. Мучился от криков толпы, которая требовала распять Христа. Мучился от отвращения к толпе, ненавистных этому гордому римлянину, иудеев. От собственной слабости и нерешительности, от своей нечистой совести.

Мучились ученики. Они в страхе бежали и трепетали за свою жизнь. Мучился Пётр, который отрекся от Иисуса перед людьми трижды, прежде чем дважды запел петух.

Мучились жены мироносицы, ибо они жалели несправедливо Поруганного и Распинаемого. Они жалели его также, как когда-то Петр жалел Христа, говоря: да не будет такого с Тобою. Ведь Ты Царь, Ты Мессия, какой крест?! Тогда Христос осудил эти слова Петра, как несогласные с Божиим промыслом о человеке.

Мучилась Пресвятая Дева Мария. Как Мать, она страдала, что не могла спасти Сына, где-то не предостерегла. Это было мучение куда хуже, чем когда Она потеряла 12-летнего Иисуса в Иерусалимском Храме. Тогда Она Его нашла, а теперь - Он Распят и умирает. Она бежала к Понтию Пилату, чтобы просить за Него, но не попала к Пилату, стражники не пустили. Она только и успела, что кратчайшим переулком попасть на улицу, по корой уже шла процессия на казнь. Крест нес Её Сын. Как же Благовещение Гавриила, как она не сумела уберечь Сына Божьего, которого спасала от Ирода? Что все это значило?

Мучились разбойники на кресте. Они в отчаянии хулили Его. Они говорили: что толку с Твоей праведности, если Ты терпишь крест вместе с нами разбойниками?

Богочеловек на Кресте был одиноким и никем не понятым. Как люди, они, все Его окружавшие, были далеки в своих переживаниях и чувствах от действительного содержания всего происходившего, от величия момента. И это подтверждало то, что когда-то Бог человеку сказал через Исаию пророка: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Ис.55:8-9)

Люди были бесконечно далеки от Бога, и эта отдалённость упала на плечи Иисуса Христа. И,будучи Богом, Он страдал как человек. В горниле Его страданий переплавлялось естество человека.

Но и сегодня, мы часто так далеки от Христа. Многие верят, что Христос есть Бог. Но чаще всего мысли таких людей все также далеки от Бога. Не то, чтобы совсем противны Богу, они просто далеки. В страстные дни мы сочувствуем Христу, и даже плачем от жалости. В Пасху радуемся, и накрываем пышные столы. В праздники стараемся не работать. (Речь не идёт о людях совсем безразличных). И ждем радости В ЭТОЙ ЖИЗНИ. Помощи Божией В ЭТОЙ ЖИЗНИ. Так в лучшем случае выглядит наше обывательское христианство, наше повседневное обиходное православие.

Что собственно в этом плохого? Ведь лучше иметь Бога в душе, чем вообще о Нем не вспоминать? Вся проблема в том, что Бог пришёл дать нам намного больше. Пасхальную радость и надежду.

И вот здесь возникает вопрос: как принять этот Дар Божественной любви, который превышает наши человеческие силы? То есть как достичь того, чтобы наша православность была наполнена пасхальным светом (вообще православием нельзя назвать такое христианство, которое не зиждется на Пасхальной радости, хотя бы формально внешне оно и выглядело православным). Как видели на примере апостолов, мироносиц и всех, кто присутствовал при Страданиях Христа, одних знаний о спасении мало. Потому что внешне ознакомиться с основами христианства можно и при изучении курса религиоведения или культорологии (не это делает человека христианином).

С Пасхой связано ещё одно событие. Это Пятидесятница, которая положила начало Новозаветной Церкви. Господь дал человеку средство облечься в новое творение. После пятидесятницы апостолы изменились. Произошло обновление. Произошла Пасхальная перемена.

Здесь ответ на вопрос, как нам стать причастными Пасхи Христовой. Через Церковь. Через Храм. Через воцерковление всей своей жизни.

Во всей теме именно этот момент является самым актуальным. Если все вышесказанное легко поддается согласию, то в этом вопросе наша суетность грешная начинает делать нас мрачными и скучными. Потому что современные христиане чаще всего представляют собой пример христианства не церковного (что звучит само по себе абсурдно, да если ещё к слову христианство добавить слово православное.) Именно таким христианам сегодня трудно сказать, чтобы Пасха была для них тем событием, которое не менее важно, чем то, что когда-то они появились на свет.

Тем не менее вспомним ещё раз, что даёт нам храм, через который мы достигаем воцерковления. В храме Таинства. Они соединяют нас со Христом. Они обновляют нас. В храме нет мирской суеты, которая мешает молиться и слышать присутствие Бога. Потому что там все посвящено Ему, и мы заняты тем, чтобы слушать Божественное, мы не отвлекаемся на земное. Там меньше мы говорим, но больше Бог говорит нам неизреченными глаголами.

Там мы начинаем постигать, что не хлебом единым жив человек, и привыкать к общению с Богом, привыкать слушать Его в своем сердце.

Там мы привыкаем к тому, что храм наш, но мы находимся на той территории, где должна царить не наша воля, но Божий Закон, там мы становимся законопослушными детьми Небесного Отца.

Церковный Устав, с его постами и праздниками устраняет от нас духовное расслабление, дисциплинирует. И кроме того, сам Устав богослужений, он непосредственно связан с Пасхальным циклом. Он помогает нам готовиться к Пасхе, прочувствовать свою греховность во время поста, когда мы с ней боремся. Во время Страстной седмицы мы, видя свое бессилие победить в себе грех, больше понимаем, ради чего был распят Христос. То есть, что распят был Он и ради меня тоже, может ещё больше из-за меня, чем из-за других. В Пасхальную ночь и Светлую седмицу мы переживаем радость общения с Богом. Радость прощения, радость обретения новой жизни, сладость молитвенного общения с Воскресшим Христом.

Церковь делает нас причастными Пасхальной радости.

Вот в чем, собственно, смысл церковных предписаний, церковной дисциплины. Не в том, что мы спасаемся делами благочестия. А в том, что мы стремимся учиться этому благочестию. Не делами, но верой угождаем мы Богу. Если же всем этим пренебрегаем, то просто нет в нас веры в то, что Христос Воскрес и принёс нам новую жизнь. Принёс небесное вместо земного.

Как итог, все сказанное можно кратко представить в таком виде.

Пасха - перемена для человека.

Пасха освобождает человека от рабства греху и тлению.

Церковь, как и Священное Писание - главной темой своей проповеди имеют Пасху Христову.

Человек стать причастным этому Дару Жизни, этой перемене, новым творением во Христе, может лишь через Церковь, которая есть Тело Христово. Потому без храма не бывает православного христианина.

Где церковность, там пасхальная радость. Пасхальная радость там, где Церковь и храм. Они - неразделимы.

прот. Виктор Кулыгин

Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com