Помнится, в годы развитого социализма, по утрам воскресных дней вместо колокольного звона, неслось из окон квартир задорное: «Радио-няня, радио-няня, есть такая передача, радио-няня, радио-няня, у неё одна задача, чтоб все мальчишки, и все девчонки подружились с ней, чтоб всем ребятам, всем труллялятам было веселей».
Всё течет и все меняется. Выращенные на безбожном идеологическом бульоне труллялята, мы с вами, подросли. Появились и новые «радио-няни». Новое время, новое мышление, новая духовность. На смену незамысловатому безбожию с теле- радио-эфира на наши головы полились потоки духовного плюрализма. Иногда от такой очередной радио-няни (вещающей чаще всего потусторонними голосами импортного происхождения) и впрямь бывает не то, чтобы совсем уже веселей, но забавно точно бывает. Особенно когда радио-проповедник предлагает положить руку одну на радио, а другую на больное место, и он будет молится. И во время сладкого паче искусственного мёда голоса, воображение начинает рисовать идиллическую картинку: все, вдруг, положили руку на радио и, затаив дыхание... ждали чуда исцеления... Но кто это вдруг вспрыснул смехом?.. Кому это вдруг представилось, как человек с расстройством кишечника... одну руку держит на радио, а об остальном в данном случае и не проинструктировали, куда класть, так, чтоб сразу помогло, ведь рук всего две?... Но, это частности. Не будем столь взыскательны, не подобает от духовно-ширпотребовских радио-роликов ожидать уникальной изысканности и божественной неповторимости.
Хоть и трудна сегодня жизнь, живём мы в фантастическое, а потому интересное время (может она от того и трудна?). Не жизнь, а сплошное «Очевидное - невероятное» по правилам виртуальной реальности. В грустных ситуациях нам смешно. Невозможное на полном серьёзе кажется возможным, желаемое выдаётся за действительное. Ну, скажите на милость, мыслимо ли раньше было мечтать о том, чтобы великих математиков, физиков, врачей учили по комиксам, тестам, по телевизору? Через абонентский ящик, тревожа случайно забежавших туда пауков ответами на серьёзные вопросы в несерьёзной форме? А сегодня мыслимо...мечтать, конечно же, и вверять мечты о познании высокого и сакраментального таинственному абонентскому ящику.
Наше современное «очевидное-невероятное» бытие очень изобретательно. Наряду со всякими радио-школами «світлофора-моргайка» появились и «библейские» радио- и теле-школы.
Вся пикантность ситуации состоит в том, что для каждого именующего себя христианином несомненно Библия, вероучение Христа представляется куда более объёмным, многогранным и глубоким, чем такие прикладные вещи, как даже естественные науки. Потому, что Библия говорит о смысле жизни. А наука об отдельно взятой её стороне. Она говорит не только о прекрасном творении, а и о Самом Творце, и о нашем с вами житье бытье на грешной земле, и том, что может быть после. От того, насколько верно мы поймём смысл Библейского повествования, зависит то, как мы должны жить, мыслить, воспринимать мир, строить отношения с другими людьми и между собой.
Итак, как бы ни были нам привычны всякие странности наших дней, как бы мы ни научились ничему не удивляться и не замечать нелепостей, на повестку дня всё же стало недоумение о том, хорошо или плохо учить Библию по телевизору (по радио), так сказать виртуально-теоретически, если, скажем, физику или химию серьёзные специалисты так не учат. Наш читатель Александр напрямую ставит вопрос о том, как и почему относится ко всему этому Православная Церковь. Скажу сразу, относится Церковь Православная к такой постановке вопроса об изучении Библии отрицательно.
Однако прежде, давайте немножко отвлечемся на аналогии. Возьмём для примера и сравнения две схемы воспитания подрастающего человека, которого готовят к сознательной взрослой жизни как полноценного члена общества. Итак, одного учат «устаревшим» совершенно лишённым претензии на прогрессивность методом. А именно, он живёт в семье, общается, берёт пример с родителей, ходит в школу, то есть он уже вживается в эту жизнь, он приноравливается к ней, он ищет в ней своё место. А в это время другой ребёнок «тихо сам с собою» рассматривает комиксы, смотрит телепередачи на ту же тему общения и житейских истин. Интересно, какую из этих схем Вы избрали бы для своего чада? Здравый смысл альтернативы тут не оставляет. Да и никто, наверное, не согласился бы живую, обыденную среднюю школу, как бы её не критиковали, заменить для своего дитяти школой виртуальной, а учительницу абонентским ящиком, или адресом из электронной почты. Потому что общение с живыми учителями и сверстниками - это самая отличная школа жизни. То есть, жизнью надо жить, её надо изучать изнутри, но уж никак не извне. Никак не теоретически. Хотя бы потому, что, от слова «халва» во рту слаще не становится.
Коль скоро упоминал Александр о заочных Библейских курсах «Нове життя», которым ответы на вопросы необходимо посылать по адресу «Живої Надії», а/с 36 в Киеве, давайте на примере этой школы и посмотрим, что оно такое. Принципиальная разница между разными «библейскими» теле- радио-школами, собственно, не так уж велика. Потому дело не в названии, а в методе и его недочётах.
Давайте зададим первый вопрос - кто наши учителя. То есть, о чём учить будут, какими знаниями поделятся с нами? «А/с 36» звучит здорово, но кто ты, абонентский ящик? «Сим-сим, откройся!» Открылся, и оказалось, что это... знаменитые АСД (Адвентисты седьмого дня). Для воцерковлённого православного очевидно, что учиться у них не стоит, наше богословие куда богаче и исторически презентабельнее. Слишком велика будет потеря и мало приобретение. Человек мало-мальски имеющий духовное чутьё очень скоро заметит разницу между трудами Елены Уайт с её пикантными «откровениями» в стиле spiritual’s и трудами святых Иоанна Златоуста, или, скажем, Феофана Затворника. Не говоря о житиях и о разности их «христианского» и христианского духовного опыта.
Для индифферентного или просто неготового к вопросам различения конфессиональной разницы между православным и сектантским богословиями человека можно привести иной аргумент. Разные протестантские школы имеют между собой только одно общее, что их роднит. Они называют себя «библейскими», они претендуют на истину (не на часть, а на всю истину целиком!). При этом понятия об истине уж очень у них расходятся. Они просто ссорятся друг с другом за то, кто более истинный, кто же более всего «евангельский», одним словом «евангельскее» самого Евангелия. Вот, к примеру, мнение о богословской доктрине АСД авторов книги «Обманщики» (Москва, изд-во «Протестант», 1993, стр. 216) иных чем АСД протестантов Джош Макдауэлла и Дона Стюарта: «Правда в том, что они придерживаются доктрины Троицы, божественности Иисуса Христа и Личности и божественности Святого Духа. Они расходятся с Писанием во взглядах на благодать. Они спасены благодатью по вере, а живут в благодати по делам. Мы считаем, что это неверно, также как и другие варианты доктрин, например: Иисус обладал «греховной натурой», сатана «как козёл отпущения» за наши грехи, до сотворения Иисус носил имя Михаил (не являясь сотворённым существом), «исследовательский суд» в жизни каждого человека на земле, бессознательное состояние души (спящая душа) до второго пришествия, соблюдение строгой диеты и седьмого дня, как одного из условий спасения, уничтожение неправедных вместо вечного наказания в аду. В приведённом выше списке вновь рождённый изучающий Библию христианин увидит слишком много фальшивых доктрин, смешанных с доктриной Троицы, благодати, что не позволяет расценивать Адвентистов как евангельскую церковь»
Хотя и не понятно, как отличить «вновь рождённого изучающего Библию христианина» по меркам баптистов от такового же по критериям пятидесятников, а тем более, можно не сомневаться, адвентисты вообще не согласны с изложенным в цитате мнением. Но и правда, как согласовать, например, «спящую душу» с тем, что Библия говорит притчей Иисуса Христа о бедном Лазаре и неправедном богаче? Как один пребывал в раю, а другой мучился в аду в то время, как братья богача всё ещё жили на земле.(Лк. 16:19-31).
Интересна и метода, по которой реципиенту «Нового Життя» (в этом и правда есть что-то новое) предлагают закрепить полученные из брошюр (где распечатаны уроки заочного библейского курса «Жива Надія») знания. Такие себе тесты. Вопрос и несколько вариантов ответов. Инструкция проста: «підкресліть правильні відповіді», то есть правильные ответы надо взять и подчеркнуть, куда уж проще. Например, по такому принципиальному для богословия АСД вопросу как суббота это выглядит так:
«Суботство є:
- знамено вічного миру і спокою в Христі (знамение вечного мира и покоя во Христе);
- символ книжників;
- День, в який христяни будуть радіти у Христі.»
И какой бы Вы думали ответ оказался правильным? Замечу, один из студентов (упомянутый родственник нашего Александра, написавшего нам письмо) выбрал вполне подходящее для православного мировоззрения первый. Молодец (в своём выборе ответа на этот конкретный вопрос)! Но, увы. Красная ручка из «а/с 36» в городе Киеве ответила с помощью красной кавычки и красной подчёркнутой черты, что нужно было выбрать третий. То есть по субботам христиане будут радоваться во Христе. А по пятницам??? Или в «тысячелетнем царстве» адвентистского хилиазма обратно понедельник день тяжёлый??? И вообще интересно, что для членов АСД всё-таки главнее для дальнейшей жизни, то что Христос воскрес, первенец из умерших и смерть побеждена победою, или то, что они по субботам будут радоваться? А/с 36 на этот вопрос ответа не дал. Красная ручка ограничилась каллиграфическим вензелем, надо понимать, «проверено».
Но полно нам веселиться в кампании таких радио-нянь. Ну и что, что есть такая передача, у которой «одна задача, чтоб все мальчишки и все девчонки подружились с ней»? Это не факт, что им от этого станет веселей. Бывают не только «библейские» радио- и теле-школы. Есть и виртуальные часовни, как на сайте Англиканской церкви. Там можно побывать и, быть может даже, и свечу поставить. Совершенству нет предела. Но что-то видно тут перемудрили, переборщили и количество стало диалектически (нет, не по Энгельсу, а просто по законам диалектики) переходить в непонятное новое качество. Ведь «написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.» (1Кор. 19-25)
Вам говорят, что Православие протестует против таких школ потому, что оно старомодно? Православные не выходили на стадионы, не устраивали «фестивалей Христа», не снимали кино о Христе? Конечно, потому, что оно проповедует жизнь во Христе и со Христом. Церковь и есть мистическое тело Христово, хранящее в себе и Истину, которая есть Христос. Когда мы говорили о двух путях воспитания детей, обращаясь к аналогиям, то как православный имели ввиду первый путь - путь Семьи, где Отец семейства Бог, а семья Церковь. Церковь учит не только о Христе, но и о том, как быть со Христом. Потому, без тестов и абонентских ящиков, православный священник сможет помочь Вам больше, чем самая красочная и развлекательная передача о Библии. Библия - это книга Церкви. В её недрах она сформировалась, и только Православная Церковь может сказать сполна, о чём говорит Библия. Ибо Библия говорит о том же, о чём говорит Церковь. Библия не есть фетиш, которому поклоняются, не различая истины, как это делают того не замечая протестанты, каждый толкуя её по своему, а потому превратно. Ведь Истина - одна, это Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Тот Христос, Который обещал создать Церковь и что врата адовы её не одолеют. И здесь мы подходим к самому простому ответу на вопрос, как же нам разобраться во всём этом плюрализме «библейских» школьных толкований и кривотолков. Мы подходим к историческому аргументу, к 33 году от Р.Х., когда во время сошествия Святого Духа явилась на земле Христова Церковь, из недр которой и вышла Библия. Безбоязненно отбросим наслоения веков, нам это любят советовать оппоненты-протестанты, и как ни странно они по очереди начнут теряться в небытии в глубине веков.
1901 год - Чарльзом Паремом основано течение «пятидесятников»
1878 - появились «свидетели Иеговы» (Чальз Рассел)
1845 - «адвентисты седьмого дня» (Уильям Миллер)
1633 - «баптисты» (Джон Спилсбери)
1517 - Лютер у истоков протестантизма
1054 - разделение между Православием и Католичеством
33 год - Господь наш Иисус Христос в Иерусалиме Сошествием Святого Духа основал Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
На первых порах, пока Вы ещё не искушены в богословии, которое познается умом и сердцем, опытом христианской жизни, у Вас есть неоспоримый факт того, что все новоявленные «учения» они куда младше живой истины, в неповреждённом виде содержащейся в недрах Православия.
Этот опыт из своей жизни предоставляет нам в назидание и Блаженный Августин, который после долгих поисков обрёл в Православии истину, после чего и сказал свои знаменитые великие слова смирения мудрого мужа пред Вечной правдой: «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем, я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал... Учит ли Церковь Твоя истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями.»
прот. Виктор Кулыгин