Малиновый звон донбасских колоколов, или забытая профессия звонаря
К торжественному колокольному звону испокон веков люди относились особенно трепетно. И даже сегодня, когда на дворе уже ХХI столетие, древнее ремесло звонаря не утратило своего значения. После десятилетий забвения возвращаются в нашу жизнь колокольные звоны, обретают свои голоса сотни колоколен и звонниц. Милостью Божией над землей Донбасса вновь плывет "малиновый звон".
Колокол - это, наверное, самый народный из всех инструментов, которые когда-либо были известны в Украине. Полюбив церковный колокольный звон, православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества.
Колокольные звоны называют "голосом Церковным", этот глас призывает к духовному возрождению и покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен. Звонари даже не имеют права репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики; только по церковным канонам совершаются колокольные звоны: в определенный час, определенным образом.
Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это Пасхальная Светлая Седмица. Во время Пасхальной недели на колокольню православного храма может подняться каждый желающий прославить воскресшего Господа своим колокольным звоном. Можно просто взять и покачать в оба края большой тяжелый колокольный язык, а можно попробовать извлечь из колокола красивый мелодичный звон.
С одной стороны, это очень хорошая традиция. Но с другой стороны, она несла в себе еще небольшой подтекст. Светлая седмица - это неделя рождения звонарей. Если старый звонарь видел, что у вновь пришедшего потрезвонить на Пасху что-то получается, он мог показать ему какие-то приемы колокольного звона.
Сейчас для освоения искусства звонаря существуют учебные центры и школы звонарей, которые, обычно, организованы при епархиях и обладают всем необходимым для обучения теоретическим и практическим навыкам колокольного звона. Но чаще, как это и было всегда традиционно, обучение происходит непосредственно на колокольне и мастерство передается от учителя к ученику.
Научиться колокольному звону не так сложно. Самое главное в этой науке, как и в других, - желание. Поняв, что колокольный звон - это не просто какие-то определенные ноты, сложенные в ритмическом рисунке, ученик должен почувствовать пение колокола, те звуки, которые сопровождают и продолжают его основной тон, и звонить, исходя из музыки колокола, который сам подскажет и ритм, и рисунок звона.
Музыкального образования звонарю не требуется, основное, что может пригодиться - чувство ритма и координации, ведь звонарь часто управляет одновременно 3-мя группами колоколов при помощи правой и левой рук и правой ноги.
Спустя некоторое время звонарь-новичок вырабатывает свой собственный, неповторимый стиль звона. В дореволюционные времена храмы различались не только уникальными колокольными подборами, но и специфической манерой звонаря, поэтому простой люд легко мог определить, в каком храме в данный момент проходит богослужение.
В наше время звонарь - сам себе композитор, дирижер и музыкант. На основе канонических звонов современные звонари создают неповторимые импровизационные композиции. Жестких канонов в звонарном деле не существует, мастер волен импровизировать. Но колокольный звон - это не просто музыка, это молитва, выраженная в мелодии, и звучать она должна светло, торжественно и гармонично. Звонарь не звонит в колокол, а разговаривает с Богом.
Язык - это смычок для колокола. Он привешивается изнутри. Его шарообразная часть - яблоко. Она ударяет в музыкальное или звуковое кольцо на юбке колокола. В древности звонили не обычным способом, дергая язык, а раскачивали сам колокол с помощью шеста - очепа. При этом звонарь работал внизу, на земле, дергая за ремень, привязанный к шесту. А колокола неподвижно крепились к массивному валу, который заводился в кладку и свободно вращался шестом. Такой способ вместе с колоколами к нам пришел из Западной Европы. Но об очепном звоне у нас давно забыли. Звонари быстро смекнули: чтобы извлечь из колокола звук, достаточно ударить по его стенке небольшим язычком.
Искусством колокольного звона могут овладеть и женщины. Женщины звонят повсеместно. По мнению звонаря Анны Шульц, колокола только кажутся такими громоздкими, неподъемными. На самом деле это довольно хрупкий инструмент. Грубой физической силой колокол можно повредить. Поэтому работа мускулатуры - это не основное. Хотя для того чтобы раскачать язык колокола весом в 5 и в 10 тысяч пудов, определенные усилия все-таки нужны.
Звонари придумали решение и этой проблемы. Языки благовестов стали привязывать к педалям. Стоило звонарю легонько нажать ногой на педаль, как колокол начинал звонить. Благовест на колокольне Спасо Преображенского кафедрального собора в Донецке "управляется" именно с помощью педали. Да и не мудрено. Ведь вес колокола составляет 7,5 тонн.
Несмотря на то, что колокол, пожалуй, самый тяжелый инструмент, применяемый для извлечения звука, он требует к себе такого же чуткого отношения, как и всякий другой. Конечно, без долгих тренировок невозможно добиться отточенных движений, которые заставят большие и маленькие колокола моментально реагировать на каждый жест. Чуткий слух различит в перезвоне малейшие оттенки настроения звонаря. Все зависит от того, как подойти к колоколу, с каким настроением браться за веревку. Говорят, что у настоящего художника пальцы заканчиваются там, где кисть соприкасается с холстом. Точно также у звонарей - рука оканчивается в том месте, где язык ударяет по колоколу.
Зачастую, приобретая небольшой колокол, новоявленный звонарь, желая быть услышанным за десяток верст, так усердствует в ударении, что язык бывает совершенно расплющен и колокол скоро выходит из строя.
Разбиваются колокола, как чашки, трескаются колокольные стенки - и уже никакая сварка или пайка тут не помогут, колокол придется отставить от звона навсегда. Разбитый колокол - это всегда трагедия, игоре тому звонарю, который не уберег свой колокол... У опытного звонаря в руках не разобьется ни один колокол. Но даже если колокол надтреснут, он иногда может послужить еще несколько лет. Умелые звонари знают, что в колокола нужно звонить осторожно...
Выколачивая из колоколов удары, звонарь обедняет и себя, и слушателей. А если вспомнить, что колокол - это еще и звучащая икона, то такое колочение выглядит совсем уж непростительным. Даже когда звонаря охватывает пасхальное ликование, это ликование должно быть выражено в особенно искусном, а вовсе не в зубодробительном звоне.
Неопытные звонари часто забывают о том, что колокола обладают удивительной чувствительностью к силе удара. Звонарю будет доступно многое, если он станет грамотно расставлять акценты в звоне, то слегка касаясь колоколов, то звоня более и более настойчивым звуком, но никогда не колотя в колокола.
С возвращением церковных колоколов словно что-то вернулось к людям, обогатило их жизнь. Звоны стали неотъемлемой частью звуковой среды современного города. Только люди стали торопливее - все реже они слушают голос своих колоколов. И у кого еще не вовсе заглохла совесть, кто еще сознает себя христианином, тот послушается, наконец, этого голоса, которым сама Церковь взывает к людям…
Владимир Мартыненко
Колокол из осколков войны…
Накануне 65-й годовщины Великой Победы литейщики Донецкого металлургического завода отлили необычный колокол. Дело в том, что в металл для колокола была добавлена латунь гильз и патронов времен Великой Отечественной войны.
|