В 90-е годы в России были созданы первые воскресные школы с хорошими программами, хорошими преподавателями, разветвленной воспитательной, экскурсионно-паломнической, храмово-литургической деятельностью. И вдруг эти школы начали давать обратный эффект.
Православные дети стали вести себя хуже, чем неправославные, были случаи кощунства над святыней, неуважения к вере. Чем доступнее становилось для них православное образование, тем меньше они его ценили. Духовные дисциплины дети воспринимали только внешне, не прилагая никакого духовного труда. Возникла брешь между молитвой, причащением и их реальной жизнью. Почему же все правильные мероприятия давали обратный эффект? Проблема была проанализирована,
и оказалось, что она - в очень низком уровне духовного сознания, в духовном потребительстве православных людей. Они приходят в церковь, в школу, которая должна им что-то дать. Они не хотят духовно трудиться. Должно же быть наоборот: «
Мы должны стремиться отдать себя Богу и ближним
в нас нуждается приход, это мы - «живые камни», без которых не может строиться здание Церкви. Вот такого сознания не хватает тем, кто приходит в православную школу, в Церковь сегодня. При анализе ошибок организаторы первых воскресных школ пришли к выводу, что, развивая ребенка духовно, нельзя забывать о такой важной сфере его развития, как душевной. Нужно создать ребенку возможность его творческого развития в кружках, секциях, студиях, дать возможность проявить себя в обычном человеческом общении как просто порядочному человеку. Забывать об этом - одна из серьезных педагогических ошибок при воцерковлении. Другая ошибка состоит в идеализации роли воскресной школы в воцерковлении ребенка. Воскресная школа, где все крещеные и в основном воцерковленные, как некая духовная оранжерея не всегда позволяет удержать детей в Церкви. В подростковом возрасте, вырвавшись из православной среды в мир, они могут отпасть от Церкви.
Поэтому важен опыт привлечения в воскресные школы всех желающих (концепция «единого православного педагогического пространства» протоиерея Аркадия Шатова и «более открытой миссионерской педагогической деятельности» протоиерея Бориса Ничипорова). По мнению православных педагогов, чтобы избежать ошибок в воцерковлении детей, воспитатели и педагоги должны учитывать не только внешние формы, но и внутренние закономерности воцерковления. Так, разговор о Боге начинать тогда, когда дети научатся хоть немного управлять своим вниманием. Им нужно давать не систематическое вероучение, а «свертку» событий, основные узлы, «вехи» Священной истории в соприкосновении ее с личной жизнью и опытом ребенка. Из житий святых материал преподносить так, чтобы они не испугали его своей высотой, а восхитили, обратили бы его сердце к Богу. Для этого нужно показывать святых в их детские годы, что близко и понятно детям. Нельзя жестко ориентировать на жизнь подвижников. У каждого - свои дары, свое призвание и свое служение Богу. Нужно стараться давать лишь то, чего требует сердце ребенка, что может быть им усвоено и принято, при этом развивать интеллектуальные возможности так, чтобы делать восприимчивым к Божественному откровению. Развитие понятий о мире нужно вести от мира внешнего к миру внутреннему, духовному. Важно не допустить ошибок в богослужебно-литургической сфере жизни ребенка. Так, многих отвратили от Церкви тем, что в раннем детстве заставляли полностью выстаивать литургию, выучивать непонятные утренние и вечерние правила на церковнославянском языке.
Советуясь с духовником, нужно находить для ребенка посильные для него способы выражения духовной жизни. Педагоги считают, что главное в этом возрасте - чтобы ребенок захотел собственной духовной жизни, жил в благоговейном ожидании чуда. Духовники и православные педагоги считают, что к исповеди нужно начинать готовить ребенка года за два до семи лет. К тому времени он начнет различать «добро» и «зло», ребенок уже будет знать, куда ему нужно бежать, если грех настигнет его. Нужно искать с детьми доверительного диалога, указывать на Церковь как на святую врачебницу, где его всегда ждут. Опасна формальная исповедь, когда грехи за ребенка пишет мама, а он, исповедуясь, даже не чувствует раскаяния. В таком случае лучше, посоветовавшись со священником, отложить исповедь.
Родители должны изменяться внутренне сами, возрастать духовно, иначе они не смогут передать ребенку начал духовной жизни. Нужно избегать «духовного потребительства», думая, что в Церкви воцерковление ребенка произойдет само собой. Нужно самим трудиться и над собой, и над ребенком, и над воцерковлением. С другой стороны - не уповать излишне только на свои силы, а призывать Божественную благодать в деле воцерковления ребенка, верить в Промысел Божий и молиться за ребенка.
Опасность расцерковления ребенка велика при переходе от отрочества к юношеству. Протоиерей Сергий Четвериков проанализировал этот период духовного развития ребенка и пришел к выводу, что главной ошибкой, совершаемой педагогами и родителями, является отрыв духовной жизни от дел Любви, отрыв знаний о Боге от знания Бога. Внешняя сторона религиозности заменяет внутреннюю, в сердце ребенка не возрастает любовь. Господь же говорил: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 25). Познание Бога сохраняется и возрастает в человеке при условии правильного отношения к Богу, чистоты сердца, смирения, в благоприятной духовной среде - семейной и церковной. Протоиерей Сергий Четвериков считает главной причиной утраты веры в Бога «нездоровье, греховное направление жизни, когда нездоровое эгоистически выстроенное отношение к жизни, к себе, к другим заслоняет правильное отношение к Богу и людям». Отец Сергий пишет, что преодолеть этот процесс невозможно никакими доводами разума, пока он не дойдет до предела, пока молодому сознанию «путем горького опыта не откроется ясно бессмысленность и невозможность жизни без Бога». Грех преодолевается в молодой душе ее духовным воскресением тогда, когда в ней возникнет захватывающий душу религиозный святой идеал. Этот идеал дает молодой душе новое направление жизни.
Современная педагогика среди причин расцерковления называет влияние растлевающего духа современного мира. Современный мир сложился за годы тоталитарного, безбожного режима и либеральных ценностей современного западного мира (по сути антихристианских). Влияние «духа времени» особенно сильно именно на молодежь с ее неустановившимися взглядами и нравственными ориентирами. К тому же, факторов такого влияния сейчас больше, чем когда бы то ни было. Особенно губительное воздействие оказывают реклама и СМИ. Духовный вакуум в душе молодого человека современная эпоха заполняет ложными идеалами, несущими под внешней привлекательностью «глубокую внутреннюю пустоту, темную, незаполненную пропасть». Под влиянием ложных установок молодежь не может определиться в этой жизни ни в профессиональном плане, ни в духовном, ни распознать свое истинное призвание и предназначение в мире. Дать настоящие нравственные ориентиры молодежи способна Православная Церковь, православная семья. Церковь дает молодому человеку главное - веру, а вера является прочным основанием нравственной жизни. Церковь не пытается насильно затянуть молодого человека в храм, но помогает сделать выбор своего жизненного пути, «предупреждая о последствиях неправильно сделанного выбора».Дух современной школы в большинстве случаев также ведет к расцерковлению. Современная школа, «пропитанная ядом отвлеченного гуманизма», по словам В.В. Зеньковского, не дает ребенку правильного направления, ибо сам дух такой школы «неверный».Еще раз подчеркнем, что обратный результат при воцерковлении приносит позиция родителей и воспитателей, которые спешат воцерковлять детей, принуждают их ко Спасению. Это происходит из-за того, что мы сами, родители, «не умеем стяжать Дух Святой, дух любви, кротости, милосердия, терпения к своему ребенку
Мы не руководствуемся Правдой Божией, мы ищем своей «маленькой правды», покрывающей наши слабости, грехи и ошибки». Поэтому нужно обратиться к учению святых отцов, православных педагогов и психологов, священников о воцерковлении как процессе длительного, постепенного, добровольного врастания ребенка в Церковь - Тело Христово, которое совершается по Промыслу Божиему, под воздействием Божественной благодати. ЗаключениеТайна воцерковления - это тайна Божия. Познать ее до конца мы не можем. Мы можем лишь приблизиться к ней на основе описанного в православной литературе опыта воцерковления, выделить некоторые общие закономерности воцерковления.
Говоря о возрастных особенностях воцерковления, нужно подчеркнуть, что на любом этапе укреплению ребенка в Церкви способствуют руководство духовника, частое прибегание к Таинствам, посещение богослужений, молитва, ежедневное чтение Евангелия и книг религиозного содержания, общение с церковными людьми, посещение святых мест. Итогом воцерковления, по мнению святого Феофана Затворника (вслед за апостолом Павлом), будут «плоды Духа Святого» в каждом воцерковленном: «Любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Кол. 3, 12). Существование в мире подобных лиц, считал святитель, есть «великая благодать Божия». Воцерковленные, воспитанные в вере они сохраняют «непоколебимость добродетели во всю жизнь
». Такие люди - по-настоящему свободные и сильные - не будут сломлены миром, но мир будет ими преображаться. Будучи соработниками Богу при воцерковлении ребенка, взрослые по мере своих сил должны создавать то православное педагогическое пространство, в котором ребенок в свои сроки, добровольно, постепенно сможет войти в жизнь Церкви. Путей создания такого пространства достаточно много: воскресные литургические школы при храмах, воскресные школы, церковно-приходские школы, православные школы и гимназии, православные летние лагеря, духовно-просветительские центры, благотворительные православные фонды, православные просветительские передачи на радио и телевидении, православная печать и литература. Главное для таких школ - чтобы они были связаны с жизнью Церкви, основывались на любви, были школами сотрудничества, внутреннего диалога с ребенком, чтобы они были воплощением педагогики Благовестия на деле, а не на словах. Главное, чтобы школа внутренне меняла душу ребенка, а не приучала к внешнему показному благочестию. Любовь родителей, воспитателей, взрослых - вот главное, что мы можем дать нашим детям сегодня. Действие этой любви, ее плоды и проявятся в процессе воцерковления наших детей. Проявится действие этой любви и в том, насколько сегодня смогут сделать шаги навстречу друг другу семья, школа, Церковь, религиозное и светское образование, насколько они смогут «навести мосты» между собой. Без этого невозможно нормальное духовное и нравственное развитие подрастающего поколения в современных условиях. Невозможно его Спасение и в жизни вечной
Ирина Моргун, слушательница Подразделения духовной культуры ФСДП ДонНУ