Статьи / Татьяна Нека
Картины из света
Храм Божий – это своеобразная модель вселенной, не поврежденной грехом.
Для православного человека это нечто большее, чем место для молитвы, поэтому и отношение к нему особое, благоговейное. Вот и стремится человек украсить
храм, сделать его как можно более нарядным и в то же время сохранить его особую молитвенную атмосферу, в которой исчезает ощущение времени, бренности
бытия. Протоиерей Георгий Гуляев, настоятель Свято-Игнатьевского храма на территории ДМЗ, рассказал о том, как заводской храм с самого первого дня своего существования силами заводчан, прихожан, православной общины благоукрашается и обретет свой нынешний вид.
|
|
– Архитектура нашего храма представляет собой смешение двух противоположных стилей – древневизантийского и «модерна». Второй представлен окнами, большими, пропускающими много света (что не характерно для древних русских храмов, где были маленькие окна либо круглой, либо крестообразной формы, либо бойницы). Поэтому когда в нашем храме постепенно начали появляться сначала иконостас,
потом утварь, потом стенная роспись, то со временем высокие окна стали выбиваться из общего «интерьера» храма своей «пустотой», которую так и хотелось
заполнить витражами.
Вообще-то, цветные стекла (или витражи) также не совсем традиционны для православных храмов, но они постепенно становятся их частью (как и колокола, впервые появившиеся еще во времена единой Церкви на западе и лишь гораздо позднее принятые восточной Церковью – а ведь сегодня мы уже не представляем наши храмы без них). Основная идея применения витражей состоит в том, чтобы в храм попадал не природный солнечный свет, а уже как бы очищенный, преломленный через стекло. Кроме того, храм – это такое место, где не должны ощущаться проявления внешнего мира: дождь ли, снег ли на улице, пасмурно или солнечная погода – человек должен чувствовать присутствие вечности, душевное спокойствие и уют.
И вот ровно год назад мы получили благословение Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, на начало работы над витражами. Мы пригласили одного из лучших мастеров этого дела – Виктора Алексеевича Евдокимова, который уже делал витражи для Спасо-Преображенского кафедрального собора, Свято-Николаевского храма г. Донецка и др. Необходимо
было очень тщательно продумать и учесть все детали, потому что интерьер храма гармоничен и внесение какого-либо чуждого элемента сразу бы нарушило его целостность.
В качестве сюжетов, которые будут украшать окна храма, мы выбрали символы евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова. В Библии, в древнем пророчестве Иезекиля читаем: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его
как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных...
Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех… И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли…»(Иез. 1:4-13).
Со временем христианство осмыслило эти символы как символы четырех Евангелий: благая весть – Евангелие – разносится по все вселенной, проповедуя людям слово Спасения.
Была проделана огромная работа: создание эскизов, поиск стекол (которые в Украине не производятся), нарезание их на кусочки (кто хотя бы раз резал
дорогостоящее стекло алмазным стеклорезом – понастоящему знает цену ошибки!), скрепление кусочков между собой по особой технологии. Каждый из двух наших витражей состоит из более чем 2110 нарезанных цветных кусочков стекла заданной формы!
Они скреплены между собой с использованием одной из самых сложных техник – «тиффани», которая одновременно является и самой надежной, и самой традиционной. Это уже не упрощенный вариант наклейки пленки на общую основу (как бы «под витраж»), а трудоемкая технология. И результат превзошел ожидания: к престольному празднику наш храм порадует своих прихожан и всех заводчан первым витражом – настоящим произведением искусства, картиной «из света», сотканной из проникающих снаружи разноцветных солнечных лучей.
Работа продолжается, и мы очень надеемся, что к Пасхе у нас появится второй витраж. И хотя время сейчас непростое для исполнения таких проектов, мы знаем о том, что наш храм – это украшение не только завода, но и всего города, и он призван восхищать людей своей художественностью и нести им радость.
Взгляд мастера
Мы попросили Виктора Алексеевича Евдокимова, мастера художественного витража, члена союза художников Украины рассказать о работе над витражами для Свято-Игнатьевского храма.
– Виктор Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как проходило создание витражей
для храма святителя Игнатия Мариупольского.
– Идейным вдохновителем был настоятель храма о. Георгий. Именно он решил,
что на витражах будут изображены 4 фигуры (тельца, льва, орла и ангела) округлой формы, символизирующие четырех евангелистов. Мне оставалось эту идею претворить в жизнь. Окна в храме вытянутой формы, их высота – 5 м, ширина – 1,5 м, поэтому кроме фигур, нужно было, безусловно, применить орнамент.
Работа началась весной прошлого года. Вначале я ознакомился с внешним видом
храма, с его резьбой, ведь витражи должны были гармонично вписаться в интерьер.
Храм уже был расписан, был задан колорит, поэтому я решил сделать такой орнамент, чтобы не повторять один в один тот, что имелся в храме, а приблизиться к нему и гармонично вплести наши фигуры в орнаментальную часть. Был разработан эскиз, подобраны стекла.
Для храмового витража была предложена техника «тиффани», когда обточенные
кусочки стекла оборачиваются по краю в медную ленту и затем пропаиваются между
собой. Техника эта самая сложная, трудоемкая, но оригинальная за счет того, что можно использовать больше мелких деталей, орнамент получается мелкий, а линии рисунка – тонкие.
Я работал над витражом в своей творческой мастерской. Мне помогал сын, студент 5-го курса Харьковской академии дизайна и искусства (которую я и сам заканчивал).
– Что самое трудное в Вашей работе?
– Пожалуй, это создание эскизов. Идея – это самое главное, от нее зависит художественность, выразительность всего витража. Найти интересный, неповторимый, индивидуальный подход – вот основная и самая сложная задача. Это этап полета мысли и ее воплощения в эскиз, а дальше идет уже техническая (или ремесленная) часть.
– Когда работаете в храме, ощущаете его особую атмосферу?
– Безусловно, сама обстановка в храме действует на душу благотворно и вселяет в нее спокойствие. Конечно, я как художник не могу не обращать внимания на убранство, использованные художественные приемы, роспись стен. Бывает, заходишь в храм – все в золоте, а нет витража или мозаики, которые намного украсили бы внешний вид, и я не могу удержаться и не предложить свое
видение.
В храмах работать очень люблю. Иногда приходится создавать витражи или мозаики в домовых храмах, получаются красивые вещи – но доступно это только узкому кругу людей, членам одной семьи. А когда творишь что-либо для храмов, знаешь, что твои произведения будут общедоступны, и каждый человек сможет прийти и полюбоваться созданной красотой. Ради этого стоит трудиться.
|
Татьяна Нека
|