Храм, который построил завод
Дата публикации: 20.07.2010
16 июля 2010 года православная община Донецкого металлургического завода отмечает 7-летие со дня освящения храма Святителя Игнатия Мариупольского. Построенный в рекордно сжатые сроки, храм настолько вписался в промышленный ландшафт предприятия, что сейчас без него завод трудно даже представить. Храм - душа завода, его "визитная карточка".
Недавно свой профессиональный праздник отметили украинские архитекторы. А архитектура, как известно - вид искусства, неотъемлемо связанный с духовной культурой. И сегодня мы хотим рассказать читателям об истории возникновения и архитектурных особенностях здания заводского храма. Для этого мы побеседовали с разными людьми, внесшими свою лепту в возведение первого в Украине дома Божия на территории промышленного предприятия.
Храм на месте свалки
Когда появилась идея возведения православного храма на территории предприятия (сама по себе поначалу невероятная) первый вопрос, который закономерно возник - а на каком месте строить храм? И тут не обошлось без промысла Божьего. Нам кажется, что это мы, люди, выбираем место для постройки храма. Но это не так. Иногда храмы возникают, на первый взгляд, в абсолютно непредсказуемых, неподходящих местах. Никто не предполагал, что на заводе храм вырастет на месте свалки и замусоренной речки. Посреди индустриального ландшафта, в геологически непростом месте - на склоне реки, с неровным рельефом - появился райский уголок. Но это было позже. А тогда, холодным зимним днем 17 февраля 2003 года, в день рождения завода, Высокопреосвященнейшим владыкой Иларионом, митрополитом Донецким и Мариупольским, был заложен первый камень в основание будущего храма. Следующим этапом была разработка архитектурного проекта и претворение его в жизнь.
Рассказывает заместитель директора по капитальному строительству - начальник УКС завода А.Б. Страшко: "По сути, это мой первый объект на заводе после вступления в должность. Когда УКС привлекли к строительству храма, уже была готова проектная документация, подготовленная главным архитектором "Донбассгражданпроекта" А.Е. Ивановым, очень грамотным специалистом и творческим человеком. В эскизном проекте храм был изображен чисто белым с золотыми куполами. Потом, в ходе сооружения, было решено сделать наружные стены под "шубу" цвета естественного природного камня с отдельными контурными элементами чисто белого цвета.
Проект в исполнении был достаточно сложным. Пришлось переносить высоковольтную ЛЭП, инженерные сети. Сложный рельеф, геология и обводненность грунта требовали принятия нестандартных решений при забуривании и установке свай, которых было около сотни. Строители с этой задачей справились, так что наш храм расположен на обширном свайном поле.
Я считаю, что храм облагородил территорию нашего предприятия. К нему подсознательно устремляется взор каждого человека проходящего через проходную завода. Мне нравится, каким получился храм святителя Игнатия Мариупольского. На Руси считалось, что зодчие и строители, занимающиеся возведением храмов - это люди, достигшие высшей ступени мастерства. Я считаю, что это абсолютно справедливо. Ведь при строительстве храма нужно чувствовать духовную ответственность, понимать, что именно строишь. Основная часть наших строителей это понимала и соответственно к этому относилась. Работали с молитвой и Божьей помощью".
Строительство заводского храма стало судьбоносным для нынешнего начальника строительного цеха А.В. Воеводы. Именно после возведения храма его заметили и пригласили на работу на предприятие. "Когда начинали строить наш храм, - вспоминает А.В. Воевода, - я работал в тресте "Красноармейскшахтострой". Мы строили шахты и здания инфраструктуры - школы, детские сады, жилые дома. Поэтому задача по строительству храма была для меня новой и интересной. Необходимо было за три месяца возвести храм. Когда мы приехали на завод, уже было сделано свайное поле и вырыт котлован. Мы начали монтировать фундаментные блоки, строить цокольное помещение, в котором сейчас расположен баптистерий, класс воскресной школы и кабинет настоятеля. Затем сверху построили храм, звонницу. В этот же время сделали и искусственный водоем. Это была первая очередь строительства. Потом уже, второй очередью, строили светомузыкальный фонтан, перекидной мостик.
Работали без выходных, 24 часа в сутки. Все чувствовали большую ответственность, были мобилизованы все ресурсы, отлично было поставлена работа отдела снабжения, автотранспортного управления, все строительные материалы завозились своевременно. Темпы строительства увеличивались за счет специальных добавок в бетон, сокращающих сроки схватываемости и набирания прочности бетона и раствора. Вместо 28 суток мы нагружали бетон уже через 7 дней. И поставленную перед нами задачу мы выполнили - построили храм в кратчайшие сроки - за 3 месяца, ко Дню металлурга. А когда храм был завершен, меня пригласили работать на ДМЗ, так что можно сказать, что храм связал меня крепкими узами с заводом.
Сейчас у нас на заводе есть место, куда люди заходят помолиться, принимают таинство крещения и крестят своих детей, венчаются. И мне, конечно, приятно, что я ко всему этому причастен".
Новые решения
Заводской храм зажил своей жизнью, которая тесно переплелась с судьбой огромного промышленного предприятия. Удивительным образом он видоизменил, облагородил все вокруг - зацвели цветы, появился пруд с лебедями, даже земля и воздух, казалось, тоже освятились, не говоря уже о людях, приходящих в храм, или просто идущих мимо - они как будто заряжаются позитивной энергией, наполняющей их творческим потенциалом и дающей жизненные силы.
Шло время, и небольшой храм, особенно по праздникам, во время торжественных служб, уже не мог вместить всех желающих принять участие в богослужениях. Рассказывает А.М. Эрденко, специалист по компьютерной графике ПКО: "На большие праздники, во время Божественной литургии, когда в нашем храме служил Владыка, возникала проблема, что в алтаре негде разойтись. Нужно было некое конструктивное решение. И решили достроить пономарную часть за алтарем, так называемую заалтарную галерею, чтобы пономари могли свободно заходить в алтарь. Владыка благословил этот проект. Чертежи готовились в ПКО, я делал объемные картинки пристройки, чтобы можно было представить ее в пространстве. Самым главным было разработать такую конструкцию, которая органично вписалась бы в общий архитектурный ансамбль. Очень помогал в этом наш батюшка, отец Георгий. Он вносил свои предложения, давал дельные советы, уделяя внимание мелким деталям и нюансам.
В итоге достройка позволила священству свободнее себя чувствовать во время богослужений. Все переживали, что она будет портить внешний вид храма, но пономарная так органично вписалась в общий архитектурный ансамбль, как будто всегда там и была.
У нашего храма есть свои особенности - для его относительно малых размеров он имеет достаточно большие окна, усиленные к тому же снаружи двойными арками. Это придает храму открытость, способствует большему попаданию света в храм и как будто призывает человека открыть глаза. А мозаика на окнах в солнечную погоду создает эффект светящихся картин и немного скрадывает яркий солнечный свет, давая человеку возможность сосредоточиться. Я стараюсь чаще заходить в наш храм, где всегда уютно, чувствуется, что это хорошее место, где работают хорошие люди, и это укрепляет душу".
Вот такой у на заводе храм - маленький, уютный и открытый для всех. Возможно, в нем и есть отступления от архитектурных канонов, но красота здания храма, его внутреннее убранство, росписи, мозаика на окнах - все это согревает души заводчан, повышает их жизненный оптимизм, они радостно идут на работу или домой, понимая, что не забыты Богом. И это главное.
Этапы строительства
Закладка камня и освящение места под строительство храма
17 февраля 2003 г.
Рытье котлована
31 марта 2003 г.
Котлован и фундамент нового храма
11 апреля 2003 г.
Строительство храма
15 мая 2003 г.
Завершено возведение стен нового храма
3 июня 2003 г.
Идет строительство звонницы
Июль 2003 г.
Застывшая в камне музыка
Архитектуру часто называют "музыкой, застывшей в камне", "каменной симфонией". По аналогии лучшие памятники в истории мирового зодчества можно назвать "аккордами" этой симфонии, звучащими величаво и торжественно и прославляющими мастерство и разум своих создателей. Среди них особое место занимают православные храмы, архитектура которых имеет давнюю историю и наполнена глубоким смыслом.
В здании храма все - внутреннее пространство, художественный строй, архитектурные особенности - определено основным его предназначением: быть местом всеобщей молитвы. Используя видимые архитектурные формы и средства живописной декорации, православная архитектура объясняет нам сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними его образ, для того, чтобы в какой-то мере сделать доступным нашим чувствам невидимое, небесное, божественное.
Историческая справка
Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV веке, а затем принятие христианства в Римской империи как государственной религии положили начало новой эпохе в истории Церкви и церковного искусства. Разделение Римской империи на западную (Римскую) и восточную (Византийскую) повлекло за собой сначала внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви. В Восточной Церкви в V-VIII вв. в строительстве храмов - и во всем церковном искусстве и богослужении - сложился византийский стиль. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой православной.
Во всех типах православных храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы были двух-, а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством. В середине купола стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа.
Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества. Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры.
Но сохраняя основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много своего. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей, среди которых выделяется один, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.
Православный храм в исторически сложившихся формах означает Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь (знаменующий собой область бытия Божия), собственно храм (область горнего ангельского мира, духовное небо) и притвор (область земного бытия). Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола. Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.
Татьяна Нека