Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / Светлана Охрименко

Гомеопатия: терапия или магия?

Можно ли православному христианину лечиться у гомеопата? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В любом случае, прежде чем довериться специалисту, практикующему определенную методику лечения, нелишне узнать о ней побольше.

Гомеопатия: терапия или магия?

Несколько штрихов к портрету Самуила Ганемана

Прежде чем начать говорить о гомеопатии, очертим в нескольких словах образ ее отца-основателя.

Христиан Фридрих Самуил Ганеман (Hahnemann) родился 10 или 11 апреля 1755 года в городе Мейсен (Германия). Получил медицинское образование, но в начале своей карьеры предпочитал заниматься химией. Был женат, имел детей. По вероисповеданию был протестантом. Есть свидетельства о том, что он был франкмасоном [11, 2], однако о Боге основатель гомеопатии рассуждает вполне по-христиански [см. 3]. Современники описывают Ганемана как человека глубоко религиозного. В то же время близко знавшие его люди свидетельствуют, что он имел обыкновение «при приготовлении гомеопатических препаратов (встряхивании) устанавливать руку на мягкую толстую книгу - в качестве подкладки Ганеман использовал Библию» [2]. Большую часть жизни провел в Германии. В 1835 году, на 80-м году жизни, он вторым браком женился на француженке и переехал с ней в Париж, где и умер в 1843 году. Ганеман был наскоро похоронен в чужом склепе на Монмартрском кладбище в Париже, без всякого погребального обряда. Могила его в течение 55 лет была заброшена, затем последователи гомеопатии из разных стран мира эксгумировали и перезахоронили его тело, поставив над могилой памятник [4].

Основные положения гомеопатии

Датой официального рождения гомеопатии считается 1796 год, когда Самуил Ганеман опубликовал в журнале Гуфеланда свой труд "Опыт нового принципа нахождения целебных свойств лекарственных веществ". Этот принцип, ставший краеугольным камнем гомеопатии, звучит так: «similia similibus curantur». В основе гомеопатии лежит принцип подобия - вещество, способное в больших дозах вызывать определенные симптомы в здоровом организме, в малых дозах способно похожие симптомы лечить [5]. Также существует и второе подобие - между лекарством и больным. Эффект возможен только при сочетании этих двух подобий. Основываясь на данном положении, Ганеман сформулировал остальные постулаты своей теории. В упрощенном виде их можно представить следующим образом:

  1. Сила действия лекарства увеличивается по мере уменьшения дозы, что достигается путем многократных разведений (так называемое «потенцирование»).
  2. Все лекарства должны быть испытаны на здоровых добровольцах.
  3. Недопустимо сочетание нескольких лекарств.
  4. Целебные свойства лекарства усиливаются путем встряхивания (так называемая «динамизации») лекарства в процессе его разведения.

Также Ганеман сформулировал учение об инфекционных началах всех хронических заболеваний, которые он назвал «миазмами». Таковых всего три: &lauo;псора», «сикоз» и «сифилис». Лечить их нужно специальными лекарствами. В XVIII-XIX веках это утверждение не вступало в конфликт с наукой, практически не имевшей представления о причинах многих заболеваний, но сейчас оно безнадежно устарело. Тем не менее современные гомеопаты продолжают утверждать: «Мы пребываем в полной и с годами все более укрепляющейся уверенности в том, что причиной подавляющего большинства хронических заболеваний являются инфекции, а вовсе не «экология», «нервы» или, паче того, «генетические ошибки глупышки-природы» [6]. Интересно было бы узнать, какой микроб вызывает гипертоническую болезнь…

Следует также отметить, что в рамках гомеопатии существуют различные традиции. Классические гомеопаты в своей практике опираются на неизменные законы, установленные основателем гомеопатии Ганеманом. Современная гомеопатия использует эти законы выборочно, в зависимости от того, в чем заинтересован доктор [5]. Отсутствует как единая терминология, так и единый понятийный механизм [7]. Иными словами, имеется возможность под маркой гомеопатии заниматься всем, что придет в голову.

Гомеопатия в глазах классической медицины

Гомеопатия: терапия или магия?

Гомеопатия критиковалась представителями классической российской медицины с конца 1820-х годов. С созданием в 1881 году Санкт-Петербургского Общества последователей гомеопатии, развившего бурную организационную деятельность, количество сторонников гомеопатии возросло [8, 9]. В основном приверженцами этого метода становились люди без медицинского образования, прельстившиеся простотой диагностики и рецептуры. Однако были среди гомеопатов и дипломированные врачи. Гомеопатия приобрела популярность не только в чутких ко всякого рода новинкам городах, но и в глухих селах, где не было даже фельдшера. Там практиковали в основном священники и их жены, иногда просто грамотные поселяне [см. 10; 11; 12]. В советские годы отношение к гомеопатии было негативным, однако уже в 90-х годах ХХ века коллегия и бюро Ученого совета Минздравмедпрома России разрешили использовать метод гомеопатии в государственной системе здравоохранения [13].

А за границей происходило следующее: «Кризис, начавшийся в европейской гомеопатии в конце 1870-х годов, в начале XX-го века перекинулся и в США. Если в 1900 году там было 22 гомеопатических колледжа, то уже в 1923 году их осталось всего два. Упадок мировой гомеопатии в 1920-х годах стал очевидным. Давно забыты были гордые вызовы, которые гомеопатия бросала аллопатии в середине XIX века, массовые переходы врачей в гомеопатию, десятки гомеопатических журналов, миногочисленные гомеопатические общества, свои собственные больницы…» [14].

Гомеопатия претендует на признание ее рациональным методом лечения. В связи с этим классическая медицина имеет к ней ряд вопросов, остающихся без вразумительного ответа и в наше время. Коснемся основных из них.

Научный подход к медицинским фактам гомеопаты, похоже, склонны отвергать. Вот как пишет один из них о первом постулате гомеопатии: «Ганеман верно осознавал, что эта феноменологическая теория является с научной точки зрения автономной и гносеологически более важна, чем любая объяснительная надставка. Более того, он настаивал, что она достаточна для гомеопатической практики» [15]. Другими словами, наша идея независима от науки, ее нужно не объяснять, а сразу же внедрять. Или еще красивее: гомеопатия не нуждается в подтверждении физическими или химическими законами, потому что содержит «оригинальные объяснения, постулирующие новые виды объектов и механизмов в качестве каузальных детерминантов феноменов»[15].

На вопрос об эффективности лечения гомеопаты отвечают общими фразами вроде «людям помогает». Между тем, классическая медицина становится доказательной: и в науке, и в практическом здравоохранении давно уже оперируют не общими фразами, а фактами и цифрами. Для оценки эффективности того или иного фармацевтического препарата чаще всего применяется метод, получивший название «двойное слепое рандомизированное исследование». Гомеопаты мотивируют свой отказ от его применения тем, что, «согласно принципам гомеопатии, людей нельзя разделить, как этого требует современная наука, подобно кроликам или крысам, на группы, кормить плацебо и некими универсальными стереотипными лекарствами от некоей болезни, а потом сравнивать полученное. Каждому больному нужно индивидуально подбирать определенное лекарство» [5]. Индивидуальный подход к больному никто не отменял, однако вызывает сомнение, что среди лечащихся у гомеопатов нельзя найти людей со сходной патологией. Тем более, они хвалятся, что там, где пять врачей-аллопатов распишут пять разных схем лечения, пять гомеопатов дружно назначат один препарат. Наиболее эрудированные из них еще и пытаются объяснить, что случается, когда слепой ведет слепого [16].

Еще одна проблема заключается в том, что гомеопаты не знают механизмов действия своих лекарств. Ганеман был последователем традиций витализма и предполагал, что «процесс изготовления гомеопатических лекарств включает в себя производство либо эволюцию некоего «духовного» элемента, родственного виталистической первопричине и способного взаимодействовать с ней определенным специфичным образом»[15]. Ненаучность такого подхода очевидна. Некоторые современные гомеопаты пытаются объяснять действие своего лекарства (кстати, разведенного до такой степени, что в нем не осталось ни одной молекулы действующего вещества) «памятью воды». Однако предположение, что молекулы воды способны группироваться в определенные структуры, несущие информацию о молекулах других веществ, является спорным и научно не доказанным. К тому же, в гомеопатическом арсенале есть и твердые лекарственные формы на основе гранулированного пищевого сахара, в наличии «памяти» которого возникают еще большие сомнения.

По поводу рациональности идеи лечения подобного подобным приведем один пример. Ганеман считал лечение свежих обморожений холодом и свежих ожогов жаром гомеопатическими средствами [14]. В то же время даже медицински не очень грамотный человек подставляет обожженную руку под струю холодной воды. Это имеет смысл: кожа обладает большой теплоемкостью, поэтому уже после прекращения действия повреждающего фактора происходит распространение поражения вглубь. Элементарное охлаждение места ожога в первые секунды не дает ожоговой болезни перейти, к примеру, из I стадии (покраснение) во II (образование пузыря).

В заключение приведем упрек классической медицине одного гомеопата начала прошлого века. «Рациональнее обращать внимание на поддержание жизненности и деятельности в тех органах и тканях, которые не затронуты непосредственно болезнью, и помогать природе в ее местных проявлениях, чем подвергать организм добавочному шоку, сильно противодействуя природе и нарушая порядок ее процессов посредством сильных антидотов» [17]. С этим нельзя не согласиться, как и с тем, что часть лекарств, предлагаемых классической медициной, имеет ряд побочных действий. При их назначении нужно тщательно взвешивать пользу и вред, которые они могут принести. Что касается «поддержания жизнедеятельности», на это в настоящее время направлена патогенетическая терапия как компонент схемы лечения практически всех заболеваний. Насколько поддерживает жизнедеятельность разведенная вода - знают только гомеопаты.

Гомеопатия и Церковь

Вопрос об отношении Православной Церкви к гомеопатии более сложен, и однозначного ответа на него не существует. Общеизвестны одобрительные отзывы об этом методе лечения святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, многих священнослужителей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский даже был почетным членом «Общества Врачей Гомеопатов». В начале ХХ века гомеопатия даже преподавалась в некоторых семинариях.

Вот что пишет по этому поводу доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов): «У нас нет данных о том, что Феофан Затворник или Иоанн Кронштадтский изучали «Органон» С. Ганемана, скоре всего они в свои суждениях основывались на общей картине гомеопатической практики и на фактах выздоровления людей, лечившихся у гомеопатов. И именно поэтому благословляли лечиться и освящали лечебницы. Исчерпывающий богословский анализ философии, лежащей в основе гомеопатии, пока что никем не проведен, но те короткие реплики, которыми сами гомеопаты характеризуют свой метод, говорят скорее о несовместимости данных воззрений с христианской точкой зрения на душевное и физическое здоровье человека»[18].

Дадим слово украинским гомеопатам: «При переходе от жизни к смерти организм покидает нечто, что отличает живого человека от умершего. Динамическую силу, образующую различие между трупом и человеком, Ганеман назвал «жизненной силой» […] Ганеман говорит о жизненной силе в Органоне, что она самостоятельная и автоматическая, и дает более 10 синонимов, среди которых - жизненный принцип, жизненная энергия, динамическая сила, духовная сила, самоуправляемая энергия. При возникновении заболевания первоначально поражается именно жизненная сила, а потом уже развивается нарушение процессов жизнедеятельности, которые мы и называем болезнью […] В экспериментах он увидел, что разведенные лекарства действуют лечебно, если они динамизированы путем встряхивания, то есть с лечебной целью высвобождается энергия. Следовательно, и лечебный эффект был не материальным, а энергетическим. Будучи химиком, он не мог не знать, что при большом разведении материального вещества уже нет, но эффект был налицо. Вероятно, он предположил, что разведенное лекарство оказывает воздействие на другой уровень - энергетический. Значит, после разведения и встряхивания лекарства высвобождают энергию. Поскольку энергия может взаимодействовать только с энергией, то и в организме должна быть некая энергетическая сила, на которую лекарственная энергия воздействует. Эта сила не могла быть ничем, кроме как жизненной силой. Это была переворот в мышлении Ганемана: от рассмотрения болезни как воздействие на материю к восприятию ее как нарушения жизненной силы […] Какая же практическая значимость понимания жизненной силы? Оценка состояния жизненной силы - ежедневная врачебная гомеопатическая работа» [19]. Таков взгляд представителя «классической гомеопатии».

Гомеопаты-модернисты идут еще дальше. Вот выдержка из резюме статьи французского гомеопата: «Гомеопатия - это мост между двумя параллельными мирами: психоанализом и аллопатическими препаратами. Знание духа гомеопатических лекарств позволяет осуществить быстрый доступ в суть проблемы пациентов. Врач становится проводником в лабиринте болезни, помогая борьбе с внутренним злом. Автор описывает соответствие между тремя измерениями любви, тремя «миазмами» Ганемана и тремя психоаналитическими стадиями Фрейда. Болезнь - это следствие пробоины в нашем энергетическом балансе»[20]. Некоторые гомеопаты исследуют свои лекарства так: «Действие нового вещества определяется с помощью группы людей, которые держат испытуемый материал в руках и «медитируют» над ним. Приходящие при этом мысли, ощущения и впечатления становятся основанием для Материи медики нового лекарства" [21]. Мистически-оккультный взгляд таких докторов на сущность болезни и лекарства налицо. Одним словом, «философией закона подобия является диалектика с основными принципами, восходящими от древней культуры Востока и античности к диалектическому материализму» [22].

Можно ли православному человеку прибегать к услугам гомеопатов или самому лечить этим методом? Отец Анатолий (Берестов) высказывает следующее мнение: «Для болящего человека, ничего не знающего о тайнах гомеопатии, вроде нет большого греха в том, что он принимает дар своего выздоровления из рук гомеопатов и посредством неких потенциированных препаратов. Быть обманутым, конечно, неприятно, но если Господь попускает такое выздоровление, то и слава Богу. О том, что гомеопат лукавил, говоря о высокой эффективности именно данной потенции, больной, возможно, никогда и не узнает. Поэтому для лечащегося сей грех скорее грех неведения и глупости, чем идолослужения и приема в пищу идоложертвенного, чего нельзя сказать о самих гомеопатах, ибо они обязаны ведать, что творят. С естественнонаучной точки зрения в гомеопатических потенциированных препаратах ничего нет, и лечение у врача-гомеопата - это просто психотерапия с достаточно изощренной системой обмана пациента, паразитирующая на авторитете научной медицины. И главная забота Минздрава - это чтобы гомеопаты не залечивали больных до смерти. А вот с богословской точки зрения этот тонкий обман болящего вреден не только для телесного, но и для душевного здоровья человека. Поскольку, принимая гомеопатическое лечение, мы невольно соглашаемся с тем, что некие потенциированные духи лекарств гармонизируют нашу жизненную силу. А чисто магический подход к терапии, согласно которому болезнь не может не уйти, если лекарство и его потенция подобраны правильно, ведет скорее к примитивному язычеству, чем к христианству […]. Утверждение многих гомеопатов о том, что уже одно название нужного гомеопатического препарата часто влияет на самочуствие больного, говорит очень о многом. Ибо, кроме чисто человеческой психотерапевтической реакции пациента на красивое непонятное название и радость врача, нашедшего нужное лекарство, в такой мгновенной реакции организма можно видеть и четкое указание на колдовской характер гомеопатии, поскольку бес, коему будет принесена жертва, уже ждет ее и волнуется… О том, что гомеопатия есть ни что иное, как волхование, говорит и результативность этого лечения, когда только точно подобранный препарат и потенция приводят к выздоровлению, то есть важно не только кому, но и какая жертва приносится: если лекарство не помогает, то оно просто неправильно подобрано или надо искать нужную потенцию. Закон Геринга, согласно которому излечение должно происходить «изнутри наружу и сверху вниз», то есть болезнь как бы выходит из <человека, будто бес вылезает, тоже достаточно показателен […]. Тот факт, что гомеопатия помогает грудным детям и животным, не только не противоречит гипотезе об оккультном характере данной терапии, но, напротив, подтверждает универсально-магический характер данной практики» [18]. Однако существуют православные врачи-гомеопаты, которые придерживаются противоположного мнения.

Светлана Охрименко

Литература:
  1. Шмидт Пьер. Маленький гомеопатический катехизис. // www.homeoint.org.
  2. Дурыгин Д.Н. О гомеопатии. // www.privivkam.net.
  3. Каким образом делаются гомеопатами? // www.homeoint.org.
  4. Бразоль Лев, доктор. Исторический очерк сооружения надгробного памятника Самуилу Ганеману, основателю гомеопатии. // www.homeoint.org.
  5. Коток Александр. Гомеопатия: вопросы и ответы. // www.homeoint.org.
  6. Наша философия. // www.filix.ru.
  7. Попов А.В. Гомеопатия: наука или искусство? // www.homeopat-ua.org.
  8. Коток Александр, доктор. Гомеопатия на скамье подсудимых IX Пироговского съезда. // www.homeoint.org.
  9. Борцов, доктор. "Врач" о гомеопатии. // www.homeoint.org.
  10. Кочура М. Скорбные листы хуторянина. // www.homeoint.org.
  11. Задушевные разговоры о гомеопатии запорижского характерныка. // www.homeoint.org.
  12. Кибардин Ф. Отзыв сельского батюшки о пользе гомеопатии. // www.homeoint.org.
  13. Приказ "Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении" от 29 ноября 1995 года № 335. // www.homeoint.org.
  14. 14. Бир Август, профессор. Каковым должно быть наше отношение к гомеопатии? // www.homeoint.org.
  15. Чибени Сильвио С., доктор. Ганеман и объяснение феномена гомеопатии. // www.homeoint.org.
  16. Горшков И. Двойной слепой метод. // www.similia.ru.
  17. Льюис Дж. Ф. Рациональность гомеопатии. // www.homeoint.org.
  18. (Берестов) Анатолий, иеромонах, Решетов В. Отделяя плевелы от семян. // www.orthodoxy.ru.
  19. Дергачева З.Н. Жизненная сила и повседневная гомеопатическая практика. // www.homeopat-ua.org.
  20. Гранжорж Дидье. И вновь о духе гомеопатического лекарства. // www.homeopat-ua.org.
  21. Питкэрн Ричард, доктор. Этика в гомеопатии: методы, которые следует избегать в практике. // www.homeoint.org.
  22. Попова Т.Д. Киевская гомеопатическая школа (В ознаменование емидесятилетия). // www.homeopat-ua.org
   Другие статьи этого автора
   Отправить комментарий к статье
   Читать другие комментарии (2)
Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com