Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / Ольга Орлова

"Христианская этика в украинской культуре" - быть или не быть?

1 сентября - начало учебного года, а значит, радостное предвкушение, пора новых встреч и открытий. И как здорово, когда в школе ребенок встречается не только с предметами, которые воспитывают его ум, но и с теми, которые воспитывают душу.

Оптина

Разговоры о введении в школьную программу предмета "Православная этика и культура" появились года сразу после развала СССР. К сожалению, долгое время дальше разговоров дело так и не шло. Говорили, что этот предмет нарушает права детей других конфессий, что Церковь отделена от государства, что нельзя заводить разговоры о Боге, молитве и Таинствах в стенах школы.

Однако, несмотря ни на что, в школьном расписании данный предмет все-таки появился. Мы решили произвести свое расследование и выяснить, кто, где и, главное, как учит украинских школьников христианским основам.

Предмет появился в школьной программе значительно измененный, урезанный и практически полностью переименованный. Теперь он называется "Христианская этика в украинской культуре" и преподается не в старших классах, как планировалось изначально, а в начальной школе.

С первого по четвертый класс дети, по замыслу педагогов, должны пройти четыре дороги: в первый год - "Дорогу Добра", во второй - "Дорогу Милосердия", в третий - "Дорогу Добродетели" и, наконец, в четвертый - "Дорогу Мудрости". "Курс уникален, - рассказывает Зинаида Константиновна, преподаватель одной из донецких школ. - И мне как преподавателю очень нравится его вести - вкладывать в детей не только пищу для ума, но и пищу для души. Мне непонятно лишь одно - почему курс не преподают в старших классах, почему нельзя старшим детям узнать простейшие истины, на которых вот уже 2000 лет держится мир?".

Мы беседуем с Зинаидой Константиновной долго. Она показывает новенькие, еще пахнущие типографской краской учебники, и ей становится трудно сдержать по-детски наивный восторг: "Мы столько лет ждали, что с детьми можно будет говорить не только как с учениками, но и как с друзьями. Что вместе можно будет открывать какие-то истины, учиться, учась. Наконец нам дали возможность говорить в школе о Боге, о храме. Например, в программе второго класса час отводится на то, чтобы открыть значение храма для города, для человека. А если педагог еще и подкован в тематике, он может рассказать и об устройстве храма, и о литургии, и об исповеди и причастии… Только, к сожалению, не всегда преподаватель хочет раскрывать, отрабатывать больше положенного часа, вкладывать в материал душу…"

Оптина

Курс "Христианская этика в украинской культуре" факультативен. Родители, которые хотят, чтобы ребенку преподавали его, должны написать специальное заявление. Таких заявлений достаточно восемь на школу, чтобы предмет появился. К сожалению, многих родителей о таком положении дел зачастую попросту не информируют: "Разговоры о том, что в школе будет какой-то предмет, направленный на христианство, ходили уже очень давно, - говорит Ольга, мама третьеклассника Данилы. - Первый год мы исправно ждали появления заветного предмета. На второй поняли, что, скорее всего, предмет не пропустят - и пошли в воскресную школу. И совсем недавно из случайного общения с учительницей мы узнали, что, оказывается, нужно всего восемь родительских заявлений, чтобы предмет в школе появился. Думаю, если бы раньше, на родительском собрании, всех родителей проинформировали об этом, дети бы уже давно изучали "Христианскую этику"…"

"Нам очень нравится то, что в нашей школе ввели "Христианскую этику", - рассказывает Сергей, папа 8-летней Ани. - Например, вчера после уроков дочь рассказывала нам о том, как Бог любит всех деток и, чтобы Его не огорчать, нужно быть милосердным и добрым… Думаю, это лучшие уроки, которые могла преподать школа".

Но как раз с преподаванием не все гладко. Верующие учителя - учителя, которые могут преподать христианскую этику так, чтобы дети заинтересовались и, главное, прониклись, конечно, есть. Но, как показывает практика, зачастую ведение предмета отдают не им, а тем, кому просто не хватает часов.

Так что же такое христианская этика и кто ее должен преподавать? В программах преподавания, выпущенных Киевским городским педагогическим университетом им. Б.Д. Гринченко совместно со Всеукраинским православным педагогическим обществом, говорится, что, например, в первом классе ребенок должен пройти "Дорогу Добра" за 34 часа, что равняется одному часу в неделю. В содержании учебного материала значатся такие темы, как "Когда Добро побеждает зло", "Милосердие. Святой Николай" (пример из жизни Святителя Николая), "Прощение" (на основе притчи о блудном сыне), "Благодарность тому, кто дарит добро" (главная тема урока - важность благодарности Богу и людям). Разве данные темы, разработанные на основах, притчах и на примерах жизнеописаний святых Православной Церкви, может преподавать человек неверующий, человек невоцерковленный и не знакомый с основами Православия? Разве может человек, не вхожий в церковную ограду, заинтересовать ребенка верой? И самое главное - не сделает ли неверующий педагог хуже? Не оттолкнет ли ребенка, у которого только формируется мировоззрение и система ценностей, от Церкви? Очевидно, на эти вопросы должен обратить внимание каждый родитель, которому не безразличен не только табель юного ученика, но и его душевное равновесие.

Кстати, готовят преподавателей "Христианской этики" лишь в двух местах: в Донецком национальном университете, на факультете смежных и дополнительных профессий, где на базе высшего образования человек за два года может получить профессию преподавателя христианской этики и культуры. А уже практикующие учителя могут пройти курсы повышений квалификации в институте последипломного образования.

Оптина

Второй слабой стороной предмета является отсутствие хорошего методического обеспечения. И тут вполне могла бы помочь Церковь: предоставить библиотеку, места для экскурсий, помочь с разработкой материалов. Но Церковь от государства отделена и, значит, никакой помощи оказать педагогам не может.

Предмет "Христианская этика в украинской культуре" появился не вдруг и не вчера - решение о его преподавании принимался несколько лет на государственном уровне. К сожалению, на местах человеческий фактор все еще играет основополагающую роль. Например, решение о том, будут ли дети изучать "Христианскую этику" или нет, зачастую принимается директором школы или заведующим районного отдела образования и напрямую зависит от того, является ли этот человек верующим или нет. Известны случаи, когда директор школы хочет, чтобы в его заведении дети узнавали о Боге, а заведующий районо против. Приходится делать это тайно или же идти на конфликт.

Огорчает и то, что предмет преподается факультативно. Аргументируется это тем, что в школу ходят не только маленькие христиане, но и иудеи, и протестанты, детки из других конфессий. Но, как показывает практика, многие родители, которые изначально были против того, чтобы ребята изучали христианскую этику, впоследствии меняли свое решение, побывав на уроках или же побеседовав с преподавателем. Бывали и такие случаи, когда сами ребята уговаривали одноклассников записаться на предмет.

Действительно, если подойти к изучению "Христианской этики" с любовью, то, например, такие темы, как "Божий мир вокруг нас" или "Книга в моей жизни. Святая книга Библия", можно подать так, что ни одна душа не почувствует себя ущемленной, что ребенок воспримет мир как чудо, созданное Богом, а Библия станет его настольной книгой и помощницей в любых жизненных ситуациях.

Самое главное - чтобы не обманывала педагогов и родителей строчка "факультатив", чтобы осознавали они весь тот долгий путь, который еще предстоит пройти ребенку.

Возможно, нашим детям будет чуточку легче, если они поймут, что и дорога добра, и дорога милосердия, и дорога доброчинности, и даже дорога мудрости начинаются и заканчиваются лишь в одном месте - в храме Божием.

Молитва перед началом обучения

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивших Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим его даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, - да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, - ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Ольга Орлова

   Другие статьи этого автора
   Отправить комментарий к статье
   Читать другие комментарии (0)  
Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com