Особое почитание Богородицы на Руси ведет свою историю еще со времен ее крещения святым равноапостольным князем Владимиром. Подтверждение тому - первые русские храмы. Великие князья посвящали их именно Царице Небесной. Построенная Владимиром Десятинная церковь украшалась Ее святым именем, Софийский собор, построенный Ярославом Мудрым, отмечал храмовый праздник на Рождество Пречистой Девы. Даже Киево-Печерский храм посвящен памяти Успения Богородицы. Здесь с древних времен хранится чудотворная икона Успения, которой Сама Божья Матерь благословила святую Киево-Печерскую Лавру, а вместе с ней и всю Киевскую Русь. Наши предки с великим трепетом и благоговением именовали Русь "Домом Божией Матери". И это не было преувеличением - в этих словах верующий русский народ выражал благодарность Царице Неба и земли за Ее великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты истории нашего Отечества.
Россыпи чудотворных икон
Русский народ никогда не славился своей воинственностью, импульсивностью или тягой к приключениям. Спокойный и уравновешенный народ-труженик всегда тяготел к размеренной семейной жизни. Поэтому так велика была роль женщины в русском быту. Почитание материнства славяне пронесли еще с дохристианских времен. Это в полной мере нашло свое отражение и в любви русских к Богородице. Особое отношение к ней появилось в эпоху татаро-монгольских нашествий, когда мужчины гибли на полях сражений, а в деревнях оставались дети и женщины, которых часто угоняли в плен.
Матери, оставляя детей не по своей воле, могли только уповать на Божию помощь, на то, что Господь будет милостив и защитит их детей. Обездоленные сироты также искали защиты у Царицы Небесной.
Может быть, слезы и беспомощность, а, может быть, горячая материнская молитва снискали для нашей страны покров Пресвятой Богородицы. Чистейшее материнское сердце явило свою особую заботу.
В разных уголках страны утешением и укреплением становились ее чудотворные иконы. Удивительно, что предание увековечило в самих названиях образов то облегчение, которым прославилась икона.
Большинство из них, так или иначе, связаны с семьей, детьми, социальными недугами. Вспомним: "В скорбех и печалех Утешение", "Целительница", "Милостивая", "Нечаянная Радость", "Неупивае-мая чаша", "Млекопитательница", "Утоли моя печали", "Воспитание", "Умиление", "Спорительница хлебов". В любой беде и с любой проблемой можно прийти к Богородице - потому так разнообразны чудесные ее образы, утешающие нас в разных невзгодах.
Все многочисленные изображения Божьей Матери можно разделить на пять основных типов: это "Молящаяся Оранта", "Путеводительница Одигитрия", "Умиление", "Всемилостивая" и "Заступница".
Иконы "Путеводительница" и "Умиление" схожи между собою, но, в то же время, они имеют существенные различия. Если первый образ отличается строгостью и торжественностью, то второй - вызывает нежные чувства у молящихся. По-гречески эти иконы называли "Елеуса" - милостивая, но русские люди за теплоту исходящую от нее переиначили название в "Умиляющую".
Богородица здесь - прежде всего, заботливая мать. Она нежно держит своего ребенка, а он прильнул щекой к ее щеке, крепко обвивает руками шею Марии. На иконе чувствуется связь между матерью и ребенком. Именно этот образ за свою трогательность был особо любим нашими предками. Неудивительно, что величайшие русские святыни отнесены именно к этому типу. Это и Владимирская икона, и Богородица Смоленская, Донская, Феодо-ровская.
Особняком в этой классификации стоят такие удивительные произведения иконописцев, как "Богоматерь Млекопитательница" т.е. кормящая грудью младенца, "Богоматерь Всех скорбящих радость", "Неопалимая Купина", "Неувядаемый Цвет", "Взыграние Младенца".
В выделении из остальных типов именно "Умиления" видна самобытность почитания Богородицы на Руси. В то время как весь христианский мир отдает Ей дань как матери Спасителя, то есть только благодаря Рождеству она играет столь значимую роль среди сонма святых. Русские же люди видят в Царице Небесной защитницу, предстательницу перед Господом за людей. Ее человечность и душевность сделала Ее близкой страдающему человеку. Поэтому образов Божьей Матери насчитывается больше, нежели иконописных изображений Иисуса Христа.
Святыни земли русской
С особой силой развернулось почитание Богородицы в XVI веке. Прежде всего, новые чудеса в XV-XVI веках явила Владимирская икона Божией Матери. Одно из них связано со спасением Руси от ордынского ига. Чуть позже своими чудотворениями прославились и другие иконы. Неслучайно, кроме множества праздников в честь новопрославленных русских чудотворцев, были установлены праздники в честь святых икон Богородичного цикла и в память о событиях, с этими иконами связанных.
Москва тщательно и настойчиво собирала русскую святость. В 1584 году был принят в Москве и стал совершаться по всей России праздник в честь древней новгородской святыни-иконы Божией Матери "Знамение". Свершилось явление новых чудотворных икон Богоматери - Святогорских на Синичей, или Святой, горе в Псковском крае (1569 г.) и Казанской иконы Божией Матери в городе Казани (1579 г.). В XVI веке явилась миру и еще одна православная святыня - Почаевская икона Божией Матери. Новые праздники установили и в честь главной русской святыни - иконы Владимирской Божией Матери, которая явила свое заступничество Москве во время вражеских нашествий. И, наконец, общерусское почитание приобрели Смоленская, Донская и Тихвинская чудотворные иконы Божией Матери.
По искренней вере православных людей чудотворные иконы Божией Матери и сегодня хранят пределы России от вражеских нашествий и других бед и напастей:
Тихвинская икона Божией Матери хранит и благословляет северные пределы.
Иверская и Донская иконы Божией Матери оберегают пределы южные.
Касперовская икона считается покровительницей всего православного Причерноморья.
Смоленская и Почаевская иконы Божией Матери ограждают землю Русскую с запада.
Казанская икона Божией Матери сияет лучами благодати и ограждает восточные российские земли.
В центре России, в Москве, сияет Владимирская икона Божией Матери.
Ольга Орлова