Паломничество и туризм - синонимы?
Дата публикации: 14.05.2010
История паломничества на Руси насчитывает не одну сотню лет, эта традиция, зародившаяся еще в десятом веке, с годами не только не потеряла своей актуальности, но стала неотъемлемой частью духовной жизни православных христиан. Само слово происходит от "палома", что в переводе означает пальмовая ветвь, именно эти растения привозили со Святой Земли верующие.
Желание побывать в местах, где протекала земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, попытка проникнуться событиями тех дней, прикоснуться к святыне, желание помолиться за Божественной литургией с братьями и сестрами во Христе, попросить исцеления от телесных и душевных недугов и окунуться в целебном источнике - все это служило причиной тому, чтобы покинуть стены родного дома и отправиться в путь.
Но годы гонений на Церковь наложили свой отпечаток на все, что так или иначе имеет отношение к православной вере. Для большинства людей суть паломничества утратила свой изначальный смысл, и многие стали смотреть на него как на разновидность туризма.
|
Современная тенденция такова, что снятие религиозных запретов сделало духовную практику модной, и сотни невоцерковленных христиан, принадлежавших к православной вере по традиции, вереницей потянулись в монастыри. "Организацией паломнических поездок я занимаюсь вот уже пять лет, за годы работы невозможно было не заметить то, что все больше и больше людей становятся паломниками, причем в настоящее время пятьдесят процентов из них - невоцерковленные православные христиане, - рассказывает Елена Рязанцева. - Господь стучится в сердце каждого человека, и для большинства людей подобные поездки становятся началом жизни во Христе. Обычно уже после второй или третей поездки верующий начинает воцерковляться, приходит к Таинству Исповеди и причащается Святого Тела и Крови Христовой. Некоторые люди даже желают посвятить свой отпуск пребыванию в монастыре.
Во время одной из поездок мы смогли убедиться в том, что благодать Святого Духа настолько сильна, что для того, чтобы понять истинность Православия, вовсе не обязательно знать русский язык. Однажды в числе паломников оказался гражданин Италии, Господь сподобил его посетить один из монастырей нашего края, после чего он принял православную веру и обвенчался".
Но далеко не всегда подобный опыт идет человеку на пользу, и, столкнувшись с множеством искушений, не будучи укрепленным в вере, новоиспеченный паломник может отойти от Церкви, закрыть для себя двери храма, так и не познав истины. "Люди ищут чуда, они, узнав о какой-то чудодейственной иконе или о старце, который помогает решать проблемы, бросают все дела и на всех парах мчатся туда. Мало кто задумывается над тем, что "по вере вашей будет вам", ведь лечит недуги не батюшка, а Господь, молитва, произнесенная от чистого сердца, - объясняет Елена. - По сути основа паломничества заключается не
в поиске различных мистических явлений, а в том, чтобы соборно помолиться и посетить святые места. Если говорить о прихожанах, то люди едут в монастырь по разным причинам, одни - за советом, кто-то - поработать со славу Божию, другие - за исцелением.
Приезжая, паломник или гость обители должен помнить, что, ступив на территорию православного монастыря, нужно вести себя так, чтобы не нарушить внутренний уклад жизни. При этом его внешний вид должен соответствовать монастырским требованиям. Монастырь является закрытой общиной. Здесь посещение ограничено внутренним распорядком. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, неуважительного отношения к братии и насельникам обители.
Если паломники посещают какие-либо святые источники, то последовательность мало чем отличается. Вначале верующие принимают участие в храмовом богослужении, или же это может быть молебен. В ходе поездки вычитывается утреннее молитвенное правило. И уже после этого люди окунаются в источнике, затем следует трапеза. Уставы везде имеют свои определенные отличия, особенности, но в целом суть у них одна".
Паломническая поездка имеет мало общего с увеселительным путешествием. Эта дорога ведет христианина к лечебнице, в которой исцеляют от страстей и греховности, поэтому разговорам места быть не должно. "Во время поездки читается утреннее правило, жития святых, псалтырь, акафисты, рассказывается о том монастыре или святом месте, которое собираются посетить паломники. - говорит Елена Рязанцева. - Обычно паломники приезжают в монастырь перед началом Божественной литургии, чтобы успеть заказать требы о здравии и упокоении, приложиться к иконам и мощам святых угодников Божиих. После люди, как правило, идут на трапезу. Затрагивая финансовую сторону поездки, могу сказать, что проживание и питание у нас, в Донецком крае, бесплатное, в отличие от других регионов. Однако не надо думать, что это курорт. Физический труд является целительным средством от недугов души, поэтому нельзя отказывать, если вас попросят помочь насельникам".
Украинские земли с древних времен были известны множеством святынь. "Донецк располагается так, что ближе к северу, в двух часах езды находится Святогорская Лавра, а дальше на юг - находится Крым, там множество монастырей, поэтому у паломников огромный выбор, какую обитель посетить. - говорит Елена. - Что же касается близлежащих территорий, то посетить можно и Касперовский женский монастырь, Свято-Никольский монастырь, города Изюм, Славянск, Ремовку (целебный источник целителя Пантелеимона), Сергиевский женский монастырь, в Сватово также есть женский монастырь, Авдеевку, где молился отец Зосима, источник Николая Угодника, в Доброполье находится Свято-Стефановский женский монастырь - этот список можно продолжать до бесконечности. Очень популярны паломнические поездки и за пределы Украины - Иерусалим, Синай, Египет - все те святые места, которые связаны непосредственно с жизнью Господа на земле".
Паломники отправляются в поездку вместе с организатором, потому что священнослужители не всегда имеют возможность сопровождать прихожан. "Каждый храм Донецка своей общиной хоть раз в году, но выезжает в какое-то святое место, - рассказывает Елена Рязанцева. - В таких случаях священнослужитель, будь то настоятель или клирик, сопровождает паломников. Подобные поездки происходят не часто, поэтому верующий человек берет благословение у своего духовника и отправляется в путь не с теми, кто находится с ним в одном приходе, а с прихожанами из различных храмов".
Для многих людей паломничество становится глотком свежего воздуха, который укрепляет в вере и дает силы молиться и противостоять искушениям. Среди православных монахов приветствовалось затворничество от соблазнов мира, а паломничество и Крестные ходы допускались для укрепления в вере.
Но далеко не все отцы Церкви одобряют подобные поездки. К примеру, святитель Григорий Богослов осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых, а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Иллюстрацией этих слов была история, которая произошла с насельниками одной православной обители. Однажды монахи пришли к настоятелю, чтобы просить у него благословение на поездку на Афон, на что старец указал им рукой на храм, в котором каждый день молилась братия, и сказал: "Здесь вам и Святая Земля, здесь вам и Афон".
Среди различных религий мира практикуется обязательное паломничество, которое необходимо совершить в течение жизни. Так, каждый мусульманин обязан посетить Мекку, священный город исламского мира, родину Мухаммеда. Что же касается христианства, то Святое Православие оставляет право выбора за своей паствой, понимая, что далеко не каждый человек имеет возможность посетить ту или иную святыню.
Анастасия Патрича