Наша речь настолько разнообразна, что насчитывает более 2500 языков, среди которых есть совершенно иная, ни на что не похожая, форма общения – язык жестов. В далеком 1951 году был учрежден Международный день глухих, который по сей день отмечается 27 сентября во всех странах мира. Этот тип передачи информации появился около четырех столетий назад и был основан одним французским аббатом. С тех пор мы без труда можем узнать глухонемого человека среди уличной толпы – достаточно взглянуть на подвижные руки, которые
чертят в воздухе различные знаки.
Глухонемые люди были всегда, еще задолго до создания их языка. Об этом свидетельствует Священное Писание, которое мы слушаем из года в год, в четвертую субботу Великого поста. Отрывок из Евангелия повествует о том, как Господь вылечил глухонемого человека, как Он отвел его в сторону, вложил Свои пальцы в уши больного, коснулся его языка и воскликнул «еффафа», что означает «отверзнись», после чего глухонемой был исцелен. Этот отрывок свидетельствует не только о чуде, явленном Господом, но и о том, что эти люди по сей день
нуждаются в нашем внимании и поддержке Церкви, они не исчезли с лица земли.
|
Люди с недостатками слуха точно так же, как и слышащие люди, стремятся к познанию Божественных истин. Чтобы помочь им в этом, ведется духовно-просветительская работа при некоторых православных храмах и монастырях. К примеру, в Свято-Троицком Ионинском монастыре (г. Киев) каждая воскресная Божественная литургия переводится на язык жестов, после завершения праздничного богослужения ведутся беседы со священнослужителями на различные темы, а сурдопереводчик доносит слова говорящих до тех, кто не может их услышать.
«Глухонемые люди – это такие же люди, как и все остальные, – говорит
протоиерей Евгений Пейков, настоятель Свято-Николаевского храма г. Донецка. – Они наравне со всеми остальными научились жить, общаться между собой и с окружающим миром. Люди с недостатком слуха работают, покупают продукты в магазинах, они являются полноценными членами нашего общества, несмотря на некие сложности в общении. Так же, как и обыкновенные прихожане нашей Церкви, они могут являться частью православной общины, несмотря на те ограничения
в понимании, которые у них есть. В какой-то степени они могут стать для
священника паствой наиболее благоприятной, более благодарной и восприимчивой к слову Божиему, потому что эти люди питают свое сознание информацией из книг, голова их не «замусорена» многочисленной и во многом ненужной информацией, которую преподносят телевидение и различные радиостанции. Человек, который много читает, имеет большую восприимчивость к глубоким, серьезным вещам, к
богословским истинам, по сравнению с теми, кто привык «питаться» только новостями, сериалами и репликами ди-джеев FM-станций. Для этих людей Церковь, молитва, чтение Священного Писания может стать тем серьезным восполнением дефицита живого общения с людьми, которое они испытывают вследствие своей болезни».
В православном мире существует множество путей, следуя которым глухонемые люди не будут испытывать трудности понимания. Безусловно, не каждый храм может позволить себе приобрести электронную бегущую строку, которая бы воспроизводила
текст богослужения, но это не значит, что альтернативы решения проблемы
нет. «Любой священник может вести душеполезную работу с такими людьми, – продолжает отец Евгений. – Ему просто требуется больше терпения, чуть больше времени, чем с обычными прихожанами. Глухонемые вполне могут исповедоваться в письменном виде, могут присутствовать и молиться за богослужением, имея пособие,
книжечки, в которых написан текст Божественной литургии, Всенощного бдения.
Человек с дефицитом слуха может прийти в храм. Конечно, он ничего не слышит, но он может хотя бы почитать по книжечке те молитвы, которые совершаются в храме.
Это будет для него хорошей возможностью приобщиться к общему богослужению. Главное понимать, что во время церковного богослужения важна не только та информация, которая произносится, а то, что совершается Таинство, Дух Святой сходит на всех верующих и на Святые Дары.
Посредством этого соединения всех людей в Духе Святом человек приобщается к Телу Христову. Не только при помощи чтения молитв, но и благодаря тому, что он поучаствовал своей душой в богослужении. Довольно часто те глухонемые люди, которые посещают богослужения, сами отмечают, что они чувствуют ту благодать
Божью, которая сходит на их души во время литургии, даже тогда, когда они
не понимают того чтения и пения, которые происходят. Священник должен
уделить таким людям больше внимания. Многие из них читают по губам.
С теми, кто не имеет возможности общения прямого, можно переписываться, писать на листочке слова. Таким образом получается нормальное общение».
Поднимая вопрос сурдоперевода, специалисты этой сферы понимали, что сложность заключается не в синхронизации богослужения, а в том, что не существует как таковых жестов, которые бы могли в полной мере отображать слова церковнославянского языка, на котором и проходят богослужения в православных храмах. Но никто не собирался сдаваться, и через некоторое время был накоплен уникальный опыт сурдоперевода богослужений в разных городах, который был
обобщен в едином пособии. Идея создания видеословаря мотивировалась желанием помочь всем желающим создать православную общину глухонемых. Эти люди получили возможность самостоятельно выбирать жесты, которые, по их мнению, наиболее
четко отображают то или иное понятие.
Созданный словарь был выпущен на различных носителях, от VHS до CD и DVD. В съемках, которые осуществлял телеканал «ГЛАС», принимали участие сурдопереводчики из различных городов Украины и России, поэтому в словаре присутствуют жесты украинского и русского языков, а также есть примеры сурдоперевода молитв «Отче наш» и «Достойно есть» и сурдоперевода основных частей литургии.
«Люди с дефицитом слуха активно используют все современные средства связи, – объясняет отец Евгений, – это и компьютеры, и сеть Интернет, и смс в мобильных телефонах. Они очень часто пишут друг другу письма по электронной почте. Эти люди являются постоянными посетителями православных сайтов и форумов. Для них
эти формы коммуникации являются средством духовного православного общения, из которых они тоже черпают информацию. Священник точно так же может общаться с ними, он тоже может использовать все новшества техники для общения с такими прихожанами.
В кругу семьи эти люди создают впечатление очень общительных, очень добрых, очень отзывчивых людей. Видимо, какая-то замкнутость от внешнего мира позволяет им между собой быть более открытыми и душевными. Если священнику удастся войти
в круг общения этих людей, удастся найти с ними общий язык, если найдутся те священники, которые смогут хотя бы немного выучить язык жестов, научиться с ними общаться, то это действительно может быть большим делом для Церкви и для этих людей.
Ведь они ждут от нас понимания, ждут поддержки, надеются на то, что мы от
них не отвернемся и будем уделять им побольше внимания. Для этого совсем не обязательно создавать какие-либо специализированные кружки, отдельные миссионерские проекты. Просто в каждом приходе должны уделить внимание таким людям. Это задача не только священника, но и всех остальных прихожан».