Не так давно вся страна отмечала День вооруженных сил Украины, мы отдавали
должное тем, кто носит зеленые одежды и всегда готов стать на защиту родной
земли. Статные фигуры в мундирах, отчеканенные строевым маршем шаги, и в
каком бы направлении не двигались воины, они всегда остаются верными букве
закона. Да только какого закона, Божьего или государственного? А быть может,
второй из них, стал зеркальным отражением первого? Быть может, слова о том,
что на войне и в окопах не бывает атеистов, имеют такую глубину, измерить кото-
рую можно лишь, приоткрыв завесу прошлых лет?
Войны, кровопролитие и братоубийство – все эти три слова ворвались в реальность человеческой жизни и плотно укоренились в ней как явление более чем
возможное. Невзирая на все нежелание поднимать руку на ближнего, порою ситуация приобретает такой оборот, что приходится защищаться. В сознании христианина возникает дилемма: как соединить воедино «не убий» и автомат, что так крепко сжимает ладонь?
Святая Церковь не просто понимала всю тяжесть ситуации, но и всегда молитвенно поддерживала тех, на чью долю выпал этот тяжелый крест – защита
Отечества. Достаточно вспомнить великого полководца Александра Суворова, который не просто великолепно справлялся с ведением военных стратегий, но
и при этом сохранял в себе то христианское зерно, которое не позволяло перейти черту дозволенного.
«Основные христианские заповеди отражены в требованиях закона: не убивать, не воровать, не посягать на честь ближнего своего, – рассказывает протоиерей
Николай Червоный, вот уже несколько лет окормляющий воинскую часть № 3004 г. Донецка. – Поэтому выходит так, что даже неверующие офицеры, согласно своей присяге, соблюдают Божии заповеди. Неоспоримо то, что воинская служба – дело, угодное Господу, и если его делать по совести, не злоупотреблять своими полномочиями, то это большая добродетель».
Ни для кого не секрет, что воины царской России причащались перед боем, исповедовали все свои грехи и в молитвах, сильнее обычного, просили помощи у
Господа. Очень часто среди кителей виднелась черная ряса священника. Это вовсе не означает, что батюшка нес воинскую повинность, священнослужитель не может пролить кровь, он оказывал духовную и молитвенную поддержку солдатам.
Для простого солдата доблесть – это опасное ремесло, за которое он берется, чтобы снискать себе пропитание
Но вот свист пуль утих, наступает мирное время, и как-то не укладывается в голове то, что тот, на чьих руках еще вчера была кровь человека, сегодня будет причащаться Тела и Крови Христовой. «Нет четких правил относительно духовной «реабилитации» человека, который вернулся с войны, – говорит отец Николай. – Духовник старается заглянуть в самые потаенные глубины человеческого сердца, и от того, что он там увидит, зависит, получит ли солдат благословение на причастие или нет.
Если человек, невзирая на искушения, не поддался им, если он не стал заниматься грабежом, мародерством, насилием, если он прибегал к оружию, потому что обстоятельства не позволяли найти другой выход, то такой человек имеет полное право жить церковной жизнью, никто не лишит его церковного общения.
А ведь бывает иначе, когда беззаконие порождает еще большее беззаконие, и сердце человека отравляется ядом греха и страсти. В такой ситуации все несколько сложнее, должно пройти какое-то время, должны присутствовать духовные труды для того, чтобы подойти к Чаше.
Невозможно некоторые поступки оправдать обстоятельствами. Человек свободен, и только он решает, как поступить, на него не оказывает влияние никакая другая
сила, и война не может списать все грехи и проступки, она не может стать оправданием для любого поступка, который был сделан вопреки заповедям.
Единственным напутствием всем тем, кто отправляется в горячую точку, может быть лишь пожелание того, чтобы солдат всегда оставался христианином, что бы не случилось».
Честь твоей части – это часть твоей чести
По Божией милости мы не просыпаемся под гул сирен, не знаем, что такое бомбоубежище, и можем себе позволить мирскую жизнь, в прямом смысле этого слова. Но это вовсе не означает, что все военные исчезли с лица земли, что они появляются только тогда, когда гражданам что-то угрожает. Они несут свою
службу так же исправно, просто она заключается в несколько иных делах.
«Современному молодому человеку не стоит уклоняться от службы в армии, – объясняет отец Николай Червоный. – По своему опыту могу сказать, что воинская служба, которую я нес в свое время, и духовная работа в воинской части позволяют делать вывод о том, что ребята за время службы формируются как
личности. Это помогает им стать ответственными людьми, способными, хорошо организованными сотрудниками. Военная служба, как бы странно это ни звучало, помогает юноше стать надежным семьянином, который всегда готов к любым трудностям, который не занимает пассивную позицию, а берет на себя любые проблемы и ищет способы их преодоления. В армии учат решать вопросы, а не уклоняться от ответственности, здесь нет путей к отступлению, и, однажды решившись на поступок, солдат, даже не будучи таковым всегда, при любых обстоятельствах будет действовать».
Подобный опыт не раз доказывал свою действенность, поэтому все чаще и чаще можно наблюдать различные воинские организации, в которых служат как юноши, так и девушки. Такая тенденция стала ответом на прожигание жизни, на то, что под влиянием таких доступных изделий, как алкоголь, табак и наркотики, новое поколение не просто деградирует, но и обрекает на подобную участь тех, кто придет после них.
Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь – мать своеволия
Вполне естественным является то, что в воинской части все чаще можно увидеть священника. Если раньше, до революции, ввиду различных исторических факторов, запретов вероисповеданий и провозглашения религии «опиумом» представитель Церкви
не имел доступа к военнослужащим, то во времена демократии Православие возрождается и былые традиции вместе с ним. «В самой воинской службе должно быть место для исповеди, причастия, для храма Божиего, – объясняет отец Николай. – Это поможет молодым людям использовать свои увольнительные не только для того, чтобы развлечься, но и для того, чтобы позаботиться о душе своей, наполнить ее благодатью, посетив храм, исповедавшись. Для солдата любой священник найдет время, выделит день, если богослужение не проводится и военный не может принять участие в таинствах наряду с остальными прихожанами».
Затрагивая тему духовной работы с военными, к сожалению, наиболее сложным вопросом является не нехватка времени, не отсутствие должных условий, а
недоверие тех, кто носит форму, к тем, кто носит рясу.
«Определенную сложность заключают беседы с людьми, которые столкнулись с нехорошим поступком со стороны верующего человека, представителя Церкви,
когда они неволей искусились, увидели нехороший
пример, соблазн, – говорит отец Николай. – Тяжело после подобного опыта объяснять человеку, что все люди имеют определенные слабости, что без греха был один лишь Господь, Который принял крестную смерть для того, чтобы спасти всех тех, кто слаб, кто не может противостоять искушениям. Главное уяснить, что ни в коем случае не стоит проецировать увиденную слабость на всех православных христиан. Самой сложной является как раз помощь тем солдатам, которых когда-либо
разочаровали относительно веры.
А ведь духовный опыт очень важен, потому что, к примеру, солдат, который охраняет заключенного, должен быть нейтрален в своих чувствах, он не имеет права на жестокость, но также он должен суметь не научиться жестокости у тех, кто стал на путь преступлений».
Немаловажной сложностью в духовной работе священнослужителя еще также можно назвать ограниченность возможностей. «Особый подход очень важен, но когда священник работает с личным составом, солдаты все выполняют строем. Командир отдает приказы, и солдаты следуют им, – говорит отец Николай. – Они идут в клуб для встречи со священником.
Вначале я читаю им лекцию, посвященную той или иной теме, затем ребята смотрят православный фильм. После просмотра предлагаю им исповедоваться или индивидуально побеседовать, если кто-то в этом нуждается. Безусловно, далеко не все идут на контакт, но, тем не менее, среди них есть те, кто нуждается в подобной беседе. Однажды мне приходилось общаться с мусульманином, и для него эта беседа была единственной возможностью получить ответы на вопросы, которые его давно волновали, узнать о христианстве».
Защита тех, кто в этом нуждается, требует от военных не только физической, но и духовной силы, которую нельзя почерпнуть ни в материальных благах, ни
в увеселительных прогулках. Все то, что казалось нам основой, сверху до низу наполняющей нашу жизнь, превращается в химеру, и непрочность идеалов может
не только привести к унынию, но и сломить человека. А то, что вечно – никогда не исчезнет, не изменится, оно будет сопровождать солдата среди шума городских
машин, во время парадного марша, среди взрывов снарядов и бесконечной череды выстрелов пулемета, в окопах и за семейным ужином – вера неизменно сопровождает человека, Господь ни на секунду не оставляет своих детей, желая спасения каждому.
Именно вера дает силы двигаться вперед. Когда не видно пути, она придает уверенности, когда, казалось бы, дело проиграно, она сдерживает кулак, когда удар излишен, она дает понимание того, что все, сделанное нами, не напрасно, что жизнь – великий дар, за который стоит бороться, и единственное, что может убить по-настоящему – это грех.