Юзовка, 1890 год |
Помимо своих основных целей, храмы в уездных городах, волостных селах играли огромную роль в освоении земель, организации самоуправления, развитии экономики, культуры поведения в обществе. Священники в небольших рабочих поселках и местечках, возникавших на месте бывшего Дикого поля, были подвижниками-просветителями, борцами с невежеством, суевериями, иноверческой экспансией. Церковные служители учили детей и взрослых, оказывали медицинскую помощь, являлись первыми советчиками в трудных жизненных ситуациях. Имена многих из них стер из памяти людской богоборческий ХХ век…
В г. Артемовске в 2009 году вышла книга С.И. Татаринова и Н.А. Тутовой "Православ'я Бахмутського краю - погляд крізь століття", посвященная 1020-летию Крещения Руси. Для нашей епархии это - отрадный пример возрождения внимания историков, архивистов к религии отцов, к родной Церкви, которая, по словам авторов, "проходит через сердце каждого".
С глубокой древности - времени существования на этой земле Тмутороканской епархии (Х-ХІІ вв.), исследована история Православия края, возвращены из небытия имена выдающихся деятелей - иерархов, приходских священников, мирян. Большое внимание в издании уделено истории церковного образования (приходских школ, Бахмутского духовного училища), а также трагической судьбе Церкви в безбожные 1920 - 1930 годы.
История храмов Юзовки недостаточно изучена. Многие архивные материалы погибли во времена смут, гражданской и мировой войн. Благодаря помощи научных сотрудников Часовоярского историко-краеведческого музея, удалось найти ценные, интересные сведения о Свято-Преображенском храме.
В 1913 году благочинным Третьего благочинного округа Бахмутского уезда был священник Михаил Попов (с. Железное), духовным следователем - Вениамин Монастырев (местечко Юзовка).
На территории местечка Юзовка действовала на тот год Преображенская церковь (6656 мужчин и 5386 женщин). Здание находилось рядом с территорией современного ДМЗ (напротив современного ЦУМа).
Спасо-Преображенский храм, Юзовка |
Храм был освящен второго ноября 1886 года.
Церковь была двупрестольная, второй престол был воздвигнут во имя Казанской иконы Божьей Матери. Каменную церковь установили в 1888 году. С 1896 года при церкви действовала Николаевская школа. В храме особо почитались Казанская и Тихвинская иконы Божией Матери, Святителя Николая, преподобного Серафима Саровского, священномученика Ермогена. Священник жил в полуверсте от церкви. На территории прихода проживало 350 англикан, 1549 католиков, 415 армяно-григориан, 1165 лютеран, 15150 иудеев, 1020 магометан. Крещений за предыдущий год было совершено 2407, браков - 243, а также 1682 погребения. Церковь имела шестьдесят шесть десятин собственной земли. Капитал церкви составлял 266 рублей, капитал причта - 450 рублей. Иконно-книжная лавка приносила церкви доход от 500 до 700 рублей. Кружковый доход на 1913 год составлял 8011 рублей 58 копеек. Священникам и диаконам предоставлялись квартиры. При церкви с 1893 года существовало Спасо-Преображенское братство, действовали трехклассное братское училище, одноклассная церковно-приходская школа. В городе в то время были две частные женские гимназии, восьмиклассное коммерческое училище, народное училище Новороссийского общества (при заводе Джона Юза - современный ДМЗ), высшее начальное училище, училище еврейской торы (хедер). Церковно-приходское попечение существовало с 1895 года. На территории прихода находились окружной суд, земский питательный пункт, городская и земская больницы, отделение Государственного банка, казначейства и Международного коммерческого банка, банк взаимных кредитов, телефонная станция, электростанция, пять типографий, общество потребителей. Завод и каменноугольный рудник Новороссийского сообщества (ныне ДМЗ и шахта Рутченково) находились также в районе прихода. В двух верстах от храма, на территории Смоляниновской шахты, находилась школа, где совершались богослужения для рабочих, на которых присутствовали от 500 до 700 человек.
Причт Преображенской церкви состоял из четырех священников и четырех псаломщиков.
В 1913 году первым священником был Иоанн Федорович Трухманов, пятидесяти двух лет. Учительствовал и служил псаломщиком с 1882 года, в 1886 получил священнический сан, заведовал братским училищем, был депутатом округа и епархиального съезда, членом попечительного совета коммерческого училища, членом Бахмутского отделения училищного совета. Награжден орденом святой Анны в 1913 году.
Второй священник - Диомид Григорьевич Кащенко, сорока пяти лет. С 1891 года был назначен псаломщиком, рукоположен в иереи с 1893 года. Преподавал в гимназии Закон Божий, являлся председателем комиссии по открытым учебным заведениям в поселениях, был членом попечительного совета коммерческого училища, награжден скуфьей в 1905 году.
Третий священник - Вениамин Васильевич Монастырев, тридцати шести лет. Окончил Духовную Семинарию по первому разряду. С 1901 года - учитель, с 1903 - духовный надзиратель, с 1904 - священник, с 1913 года - окружной духовный следователь.
Четвертый священник - Владимир Александрович Матвиевский, тридцати семи лет, с 1903 года служил псаломщиком, с 1912 - диаконом.
Первый псаломщик-диакон Михаил Александрович Зацепин, тридцати пяти лет, окончил церковно-учительскую школу, псаломщиком служил с 1906 года, рукоположен в диаконы в 1912 году.
Второй псаломщик-диакон - Дмитрий Иванович Волковниченко, тридцати двух лет, псаломщик с 1901, диакон с 1912 года.
Третий псаломщик-диакон - Петр Емельянович Кочевский, тридцати шести лет, окончил церковно-учительскую школу, псаломщик с 1896, диакон с 1913 года.
Четвертый псаломщик - Иван Васильевич Заярнюк, тридцати лет, окончил начальное училище, псаломщик с 1913 года, женат, пять малолетних детей, казенного жалованья нет.
Церковным старостой храма с 1913 года числился мещанин Михаил Кириллович Скоба.
Таким образом, приход Юзовских храмов в 1913 году составлял 13358 человек.
Шахтерский поселок. 1912 год |
С начала действия Спасо-Преображенского храма в последней четверти ХІХ столетия служил отец Александр Матвиевский. В выпуске "Екатеринославского Епархиального вестника" за 1900 год было напечатано памятное слово об Александре Георгиевиче Матвиевском, написанное его преемником - отцом Иоанном Трухмановым. Из этой публикации, хранившейся в библиотеке Киево-Печерской Лавры и чудом избежавшей печальной судьбы многих церковных документов, мы можем узнать о его подвижническом служении.
Приведем наиболее исторически важные фрагменты памятного слова: "Александр Георгиевич на втором году жизни остался без родителей и попал в дом дяди своего, эконома Екатеринославской Духовной Семинарии, Сильвестра Матвиевского, человека черствого, сурового. Всем, прошедшим семинарскую школу
в бытность при ней эконома Сильвестра, последний достаточно известен как лучшее типическое воспроизведение гоголевского Плюшкина. Много горя вынес Александр Георгиевич в доме дяди. Что родственные чувства дяди были не особенно глубоки, видно из следующего. Случилось малютке Александру сильно заболеть,
и дядя Сильвестр не задумался выгнать несчастного из дому. Но десница Божья привлекла сострадание чужих для него людей и спасла жизнь страдальца. Александр был определен в училище также старанием добрых, хотя и чужих для него людей. С усердием окончив училище, Александр перешел в семинарию. Господь наделил Александра чудесным голосом (бас). С 1850 года Александр Георгиевич вместе с протоиереем города Мариуполя отцом Ильей Юрьевым составляли красу архиерейского хора.
Первым местом служения отца Александра была Авдеевка (1861 г.), в то время приход бедный, далеко не обеспечивавший приходского священника. Ему приходилось земледельческим трудом восполнять скудные средства к жизни. Для просвещения деревенских ребятишек отец Александр в деревенской сторожке открыл школу и сам вел в ней обучение крестьянских детей. Прослужил в Авдеевке двадцать два года. И только когда подросшие дети потребовали средств для воспитания (а у Александра в живых десять сыновей и две дочери), он должен был перейти в лучший приход, открытый в 1883 году в местечке Юзовке (Спасо-Преображенский храм. - П. П.). Для молитвенного объединения православных рабочих батюшка стал в своей квартире совершать в воскресные и праздничные дни всенощное бдение. Вторая половина того же здания служила местом собрания евреев на молитву.
Тяжела и малозначаща в то время была роль священника в Юзовке. Состоя из разного пришлого люда, живущего среди иноверцев, приход Юзовка представлял приходскому пастырю особые требования. И интеллигенты, и еще более полуинтеллигенты, и особый тип заводского рабочего требуют от пастыря осмотрительности в слове и деле и особого внимания к себе и всему окружающему.
Все это хорошо понял отец Александр при вступлении в приход Юзовки. Когда ему было уже сорок пять лет, он не переставал совершенствоваться, не расставался с книгой. Всякий значительный случай из приходской жизни был для него предметом пастырского назидания. Назидая паству словом, отец Александр также увещевал ее и примером своей жизни: всегда трезвый, трудолюбивый, ставивший выше всего исполнение пастырских обязанностей, он уважал достоинство человека и в сослуживце своем, и в каждом прихожанине, и потому всегда был ласков, справедлив, снисходителен и отзывчив к нуждам других. Ни из членов клира, ни из прихожан никто не помнит, чтобы батюшка выходил из себя в раздражении или оскорбил кого-нибудь словом.
Сознавая свою ответственность и обладая счастливым здоровьем, отец Александр исполнение своих обязанностей доводил до подвига. Первые пять лет по переходе в Юзовку батюшка был один в приходе. Ему приходилось делать дело, распределяемое ныне между тремя священниками. Были случаи, когда отец Александр по 24 часа проводил в непрерывном труде, не выходя из храма, вслед за богослужением отправляя обязанности духовника. Богослужение одного дня от богослужения следующего в таких случаях для отца Александра отделялось лишь получасовым промежутком времени, когда он в изнеможении склонял голову на аналой и тем подкреплял свои силы. Так было во время холеры. Нужно быть искренно убежденным в святости своего дела, нужно обладать необоримой силой христианского мужества, чтобы смиренному священнику с крестом и Евангелием в руках в дни позорно пресловутого Юзовского погрома-бунта (1892 г.) перед разъяренной и опьяневшей от ожесточения многотысячной толпой убежденных бунтарей выступить со словом увещания, в то время когда озверевшая толпа бросала всех несочувствующих своему делу в пламя великого пожарища, которое представляла из себя Юзовка. И лишь глубокая преданность своему пастырю пасомых могла изъять жизнь батюшки из челюстей смерти…"
Спасо-Преображенский кафедральный собор. Современный вид |
Подробнее остановимся на тех трагических событиях. Рабочие бунтовали в 1874, 1875 и 1887 годах, поводами для недовольства служили кризисная ситуация на заводе, невыплаты и дикие по тому времени штрафы (25 рублей за невыполнение нормы, 5 - за курение на рабочем месте). Дневной заработок заводчанина-работяги составлял в среднем один рубль.
В разгар эпидемии холеры, второго августа 1892 года в шесть часов вечера, как гласит летопись Преображенской церкви, "толпа в несколько тысяч рабочих бросилась разбивать чайную, устроенную за время эпидемии между заводом и лавками, и всюду за этим толпа бросилась разорять сначала шинки, здесь же находящиеся, и лавки. Начался страшный грабеж: мужчины, женщины и дети тянули кто что и сколько мог. В восемь часов вечера показался первый пожар разграбленной лавки часового мастера Прилуцкого, а к десяти часам вся базарная площадь (территория около нынешнего ЦУМа. - П. П.) представляла из себя один сплошной пылающий костер".
Последствия этого бунта были следующие: восемьдесят человек убитых казаками и сгоревших в огне. Сто лавок сгорели дотла. Гостиница, синагога и еврейские дома, примыкающие к площади, также сгорели и были снесены.
О событиях в Юзовке стало известно по всей России.
Против такой ураганной, сметающей все на своем пути, пьяной толпы и шел с крестом и словом увещевания отец Александр.
Отец Иоанн Трухманов: "…Пастырским усердием о. Александра созданы в Юзовке величественный для трех престолов храм, церковь-школа, две церковно-приходские школы, конторская школа, организованы церковно-приходские Попечительство и Братство".
К началу девяностых годов позапрошлого столетия прихожан Преображенской церкви насчитывалось более двух с половиной тысяч человек, в основном рабочих завода и рудников. Требовалась сила, способная противостоять растлевающему действию пьянства и уныния в заводских и горняцких поселениях, искоренить невежество и укротить буйный нрав рабочих. На собранном 16 октября 1892 года совете горнопромышленников говорилось о необходимости "обязательно строить церковь на тех рудниках, население которых превышает две тысячи душ, а если население составит до пяти тысяч - то обязательно иметь два причта при одной церкви, поручив священникам, помимо исполнения духовных треб рудничного населения, за вознаграждение по известной таксе еще преподавание Закона Божия в школах, воскресные собеседования, а если возможно, то и чтения с туманными картинами (так назывались в то время диапозитивы. - П. П.) или без оных".
В 1895 году на средства Новороссийского общества построили церковь на руднике "Ветка", а в 1903 на средства прихожан Рутченковского горно-промышленного общества была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая, нынешняя Ларинка. В 1898 году на Вознесенском каменноугольном руднике на средства акционеров была возведена каменная однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня.
Начало церковному братству местечка Юзовка положили второго сентября 1893 года, когда отец Александр сообщил собравшемуся церковному активу о разрешении Екатеринославского епархиального начальства "открыть при Свято-Преображенской Юзовской церкви православное братство".
Братство обязалось укоренить в народе любовь и преданность Православной вере, царю и отечеству. Способствовать духовному просвещению жителей прихода. А также "споспешествовать искоренению пьянства среди православных рабочих".
Братство насчитывало от шестидесяти до семидесяти членов. Отец Александр был первым председателем братства, после его смерти в 1900 году пост главы братства принял отец Иоанн Трухманов. Учреждение существовало на средства от членских взносов. Особо крупные взносы давали вкладчику имя почетного члена. Любопытно, что одним из почетных членов Юзовского братства был отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский), пожертвовавший братству два раза по сто рублей ассигнациями. Сам Юз внес в кассу братства больше пяти тысячи рублей.
Свято-Преображенское церковное братство развернуло активную деятельность в августе 1894 года. Братскую церковно-приходскую школу утвердили двумя годами позже, в ней работали двое учителей, обучавших пятьдесят учеников. А еще через пять лет школа выросла в двухклассное братское училище-пятилетку (после революции оно стало вечерней школой для взрослых. - П. П.). При училище существовала воскресная школа для детей рабочих и мелких торговцев. Пел большой училищный хор, пению учили всех детей в обязательном порядке.
При братстве действовало общество трезвости. При помощи волшебного фонаря с туманными картинами народу показывали, во что превращаются печень, сердце и почки пьяниц, а также демонстрировали карикатуры. Тем же диапроектором пользовались и на воскресных чтениях в стенах училища, где рабочим преподавали азы естествознания, богословия, читали жития святых. По инициативе рабочих же в 1896 году открылся музыкально-драматический кружок.
Возвратимся к памятному слову отца Иоанна. "Достойно примечания, что день Ангела и рукоположения отца Александра во иерея 23 ноября стал днем погребения тела его. На долю редких из иереев выпадает чествование, которым был почтен прах о. Александра. К часу выноса тела из убогой квартиры собралась многотысячная толпа почитателей, от самого г-на Юза до последнего рабочего. Тут были и евреи, и англичане. Вся эта масса народа провожала тело в храме, плотной стеной стояла в храме на заупокойной литургии и при отпевании тела и после всего проводила тело до могилы. В отпевании тела принимали участие шесть священников и три диакона. Особенно прочувственным, до слез умилительным при погребении было чтение диаконом В. Цариненко из чинопоследования стихир по пении аллилуйа и стихир самогласных. После заупокойной литургии, перед погребением, отцом Н. Иваницким было сказано слово на тему "Блажен путь в оньже идеши, душе…"
После канона сослуживец усопшего, священник отец Диомид Кащенко напутствовал отошедшего словом, в котором особо отметил его неутомимый и терпеливый труд на просветительской ниве по искоренению главной причины народной нужды - невежества, а за ним - и языческих обычаев, грубости нравов и пьянства. Отец Диомид сказал о необыкновенном педагогическом чутье о. Александра: дети, некогда сидящие на полу в переполненной и темной Авдеевской избушке-школе через пятнадцать лет по выходу батюшки из Авдеевского прихода, издалека шли к нему за советом и наставлением. А когда батюшка прибыл в Юзовку, где только образовывался приход, он на своих плечах поднял первую общину, совершая богослужения на своей квартире.
О. Александр был отличен Епархиальным Начальством: имел установленные награды до сана протоиерея. От прихожан при жизни отцу Александру был поднесен драгоценный крест наперсный. После Александра в семье остались жена больная и девица-дочь. Ни денежных средств, ни имущества после умершего не осталось семейству".
В некоторых других источниках, в частности, в тех, на которые ссылается А. Заднепровский, отмечено, что все девять сыновей отца Александра посвятили жизнь служению Православной Церкви.
К сожалению, слово священника Иоанна Трухманова по сей день является единственным документом о непосредственном служении отца Александра. К великому сожалению, нам не удалось найти портрета батюшки. Мы надеемся, что наша публикация вызовет живой интерес и отклик в сердцах верующих, прихожан донецких храмов. Будем признательны, если кто-нибудь окажет помощь в поиске материалов о жизни протоиерея Александра Георгиевича Матвиевского и истории православных храмов Донецкого края.
Литература:
- Екатеринославский Епархиальный вестник. - 1900. - № 9.
- Справочная книга Екатеринославской епархии. - Екатеринослав, 1913.
- Татаринов С.Й., Тутова Н.О. Православ'я Бахмутського краю - погляд крізь століття. - Артемівськ, 2009.
- Міхненко А.М. Історія Донбасу. - Т. 1 (1861-1945). - 1999.
- Заднепровский А.И., Заднепровская Л.Д. - Юзовское Свято-Преображенское церковное братство в 1893 - 1919 годах. - В сб. "Новые страницы в истории Донбасса". - Кн. 4. - Донецк, 1995.
- Православная церковь и шахтеры Украины. - Донецк: Норд-пресс, 2006.