Составляя одну плоть, супруги имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль и при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами, даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел; большого же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему хода, так и не вступившие в супружество, как не обремененные житейскими заботами, имеют нужду в меньшей помощи Великого Бога, а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога.
Святитель Григорий Богослов
Во все времена православным священнослужителям и миссионерам приходилось не только утверждать положительные истины веры, но и трудиться над опровержением предрассудков, суеверий, ложных взглядов, утвердившихся в народе вследствие духовной неграмотности или целенаправленного искажения православной веры различными лжеучителями. Одной из вероучительных истин, наиболее подвергающихся искажению, является православное учение о браке. Еще труднее понять это учение современному человеку, потому что со всех сторон нам предлагают совершенно другое, порою прямо противоположное христианскому понимание семьи, брака, личных взаимоотношений. Среди молодежи все чаще практикуется сожительство не только без венчания, но и без гражданской регистрации, не говоря уже о том, насколько мало светских людей в наше время стремится к сохранению целомудрия до брака, хранению супружеской верности. Рассматривая отношения мужчины и женщины исключительно как средство получения плотских наслаждений, многие вообще считают какие-либо обязательства лишними, а брак ненужным и на замечания касательно греховности таких отношений отвечают: «А что плохого в том, чтоб было хорошо?». В том-то и дело, что «хорошо» вследствие греха не будет никогда. Господь даровал нам заповеди не по прихоти Своей, чтоб заставить нас Себе повиноваться, а исключительно по любви к нам, как бы предупреждая о той опасности, что подстерегает нас на жизненном пути. В чем же опасность блудной жизни? Дело в том, что человек состоит из тела, души и духа.
В браке муж и жена, становясь «одною плотью», соединяются на душевном и духовном уровне. Душевное общение близких людей не прекращается даже на значительном расстоянии. Каждая мать знает, как «болит душа», если ее ребенку плохо, даже в том случае, если она еще не знает о случившейся беде. Так же любящие муж и жена душевно и духовно сродняются, и это новое, духовное, единение служит еще большему укреплению семьи и радости в семейной жизни. Люди, имеющие положительный опыт семейной жизни, подтверждают это. Когда человек вступает в незаконную связь, как бы ему ни хотелось, чтоб эта связь оставалась только телесной, между партнерами возникает и духовная. Телесную связь разорвать легко - духовная остается. Чем больше у человека было блудных "браков", тем запутанней клубок этих неразорванных связей, тем непонятней причины внезапно свалившихся заболеваний, душевных расстройств, рождения больных детей от вполне, казалось бы, здоровых супругов. И тем сложнее будет создать полноценную семью тому, кто до брака захотел "пожить вместе, чтоб проверить чувства". Медицина до сих пор не в состоянии объяснить странное явление, называемое "телегонией", в результате которого потомство может унаследовать признаки (и болезни) от тех партнеров своих родителей, телесная связь с которыми давно разорвана. С точки зрения генетики такого быть не может! А почему это происходит? Вопрос спорный, но Священное Писание говорит нам: "Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть" (1 Кор. 6, 16). И это заставляет нас задуматься о последствиях наших поступков.
Что же делать тем, кто уже потерял целомудрие до брака, неужели вместе с ним потеряна надежда на создание нормальной семьи? К сожалению, избавиться от последствий греха не так просто, но если прибегнуть к помощи Божией, к таинствам Церкви, возненавидеть грех и, исправившись, изменить свою жизнь, возможно, что Господь поможет через покаяние вступить в счастливый христианский брак.
Следует различать брак сам по себе и таинство брака или, как его сейчас называют, венчание. Сам по себе брак установлен задолго до появления христианской Церкви. Первый брак был благословлен Богом еще в раю между Адамом и Евой. Сам Христос был на браке в Канне Галилейской и благословил его, хотя никакого венчания тогда не было. Ветхозаветное заключение брака состояло в объявлении при свидетелях, перед обществом, жениха и невесты мужем и женой, и это объявление при взаимном согласии супругов делало брак законным. Поэтому нельзя считать невенчаный брак блудом. Если один из супругов уверовал и обратился к Православию, а второй не желает венчаться, это не повод к прекращению супружеской жизни и распаду семьи. Согласно Определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, никто не имеет права не допускать к причастию человека на основании того, что он не венчан, если он состоит в гражданском зарегистрированном браке, а вторая половина венчаться не хочет. В нашей стране такие ситуации встречаются довольно часто, и из-за "ревности не по разуму" распадаются семьи. С другой стороны, мы знаем много примеров, когда терпение и любовь приводили к Богу самых закоренелых атеистов. То же и в отношении постов: иногда "ревностные" христианки начинают принуждать к соблюдению продолжительных постов своих неверующих или маловерующих мужей, которые к этому подвигу еще не готовы, и тем дают повод для прелюбодеяния и развода. Со стороны мужчин, хотя и реже, тоже иногда допускаются подобные ошибки. "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" (1 Кор. 7, 5-14). Вообще послания апостола Павла - драгоценный клад мудрых советов, в том числе касающихся вопросов брака и семейной жизни, и всем христианам следует почаще перечитывать их, так же, как и другие книги Священного Писания и творения святых отцов Церкви.
Что касается венчания, или таинства брака, как и любое другое таинство Церкви, оно начало совершаться после Пятидесятницы, сошествия Духа Святого на апостолов, которые получили власть не только сами совершать таинства, но и передавать эту благодать по преемству через рукоположение следующим поколениям епископов и священников. Удивительно то, что в древней Церкви первых веков нет какого-либо специального, отдельного обряда, подобно тому, каким сейчас является венчание. Брак совершался при всей Церкви. Во время литургии молодожены стояли в храме, вместе причащались, и после причастия епископ или священник объявлял их мужем и женой, преподавая благословение на семейную жизнь. Печально слышать от некоторых венчающихся просьбы повенчать их "отдельно", так, чтобы в храме никого, кроме них, не было. Это происходит от того, что человек не ощущает себя действительным членом Церкви, общины, стыдится других верующих, не желает свою радость разделить с кем-то еще, а порою из суеверных предрассудков боится, что кто-то может помешать совершению таинства.
Когда церковная организация получила от государства (вначале в Византии, откуда эта практика была перенесена и на Русь), полномочия по регулированию всех, в том числе и правовых, отношений, связанных с вопросами брака, а также по мере ослабления евхаристической и общинной жизни верующих в христианских империях постепенно произошло выделение таинства брака из Евхаристии в отдельный обряд венчания, который совершается отдельно от литургии и, на первый взгляд, с нею не связан. Но если присмотреться внимательно к чинопоследованию таинства брака, то мы найдем в нем структуру, очень напоминающую структуру литургии, а преподавание общей Чаши после молитвы "Отче наш" напоминает причастие, которое в древности принимали брачующиеся во время совершения таинства брака на литургии. Ввиду этого нет никаких сомнений в чрезвычайной важности причащения жениха и невесты перед венчанием, ибо подлинное духовное единение, к которому стремятся христиане в браке, невозможно вне Евхаристии. Да и после венчания без благодатной Евхаристической жизни вряд ли возможно сохранение чистой любви и тех отношений, для достижения которых и совершается таинство, о которых просят Бога брачующиеся. Обыкновенно, говоря о благословенном христианском браке, упоминают о том, что брак - это таинство, в котором мужчина и женщина при свободном волеизъявлении и обещании взаимной верности, получают от Бога благодать, укрепляющую их союз, помогающую, храня целомудрие, рождать и воспитывать детей, помогая друг другу на пути спасения.
Но есть еще одна, часто ускользающая от человеческого взгляда сторона в таинстве брака, о которой прекрасно сказал протопресвитер Александр Шмеман: "Истинный смысл и сущность его - не в том только, чтобы дать "религиозную санкцию" на брак и на семейную жизнь и подкрепить семейные добродетели сверхъестественной благодатью. Сущность таинства этого в том, что "естественное" супружество оно вводит в "великую тайну Христа и Церкви", наделяет супружество новым смыслом. И преображает оно не только супружество как таковое, но и всю человеческую любовь". Только исполнившись такой преображенной Духом, крестной, жертвенной любви, можно достигнуть чистого единодушия в браке. И эта любовь, что выражается в Священном Писании как образ любви Христа и Церкви (Еф., 5 глава), недостижима вне Евхаристии. Не только страстная влюбленность, что возникает спонтанно, вспыхивает ярко и так же внезапно угасает, но и серьезное чувство, основанное не только на телесном влечении, но и на единстве духовных ценностей и возвышенных стремлений, не выдерживает испытания на прочность, переходя в неприязнь. В совместной жизни обнажаются страсти человека, его поврежденная природа, которая может неприметно для других людей дремать и до поры до времени не обнаруживаться во всей ее неприглядности.
Православным людям не понаслышке известно, как легко "любить человечество" и как трудно порою бывает полюбить того, кто рядом, с его "характером", привычками и недостатками. Любить, невзирая ни на что, так, как любит Христос, может только Бог. И человек, в котором живет Христос, кто через Евхаристию вступил в область таинственного благодатного единения с Ним. Эта истинная любовь является плодом, взращенным со многим терпением в мужественной борьбе со страстями (см. Лк., 8 глава) из того благодатного семени Духа Святого, что дается супругам при венчании. Как преподается и действует благодать в таинстве брака, сказать сложно, ведь благодать Духа Святого - это не безликая сила, это действие свободной Личности: Любящего и Милостивого. Но, исходя из того, что мы знаем, можно провести некую параллель с таинством крещения. При крещении человек получает семя обновленной жизни, но это не является гарантией того, что он всегда останется чистым и верным Богу, необходим дальнейший подвиг христианской жизни, совершаемый при помощи благодати Божией. Только при этом условии человек достигнет спасения, которое является целью крещения. Только при условии Евхаристической жизни семьи как Малой Церкви возможно достижение истинного, непреходящего семейного счастья, основанного на вечной Христовой любви.
Протоиерей Евгений Пейков