Одним из важнейших занятий, которому мы должны предаться в дни поста, это воздержание своего языка: самого непослушного и трудноуправляемого члена нашего тела. Ибо "кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" (Иак. 3, 2).
Вначале усвоим для себя, насколько пагубны грехи, совершенные не только делом, но и словом. От наших слов зависит наше благоденствие и даже продолжительность жизни. "Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей" (1 Пет. 3, 10). Ругаясь и пустословя, мы лишаем себя "благих дней" уже здесь, на земле, и выносим себе приговор на суде Божием. "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься"(Мф. 12, 37).
Скверные ругательные слова звучат дома и на производстве, в школах и даже в детских садах. Для многих сквернословие стало привычкой. Это духовная болезнь, показывающая плачевное состояние души человека: ведь "добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лк. 6, 45).
Великий Пост самое благоприятное время для того, чтобы Божией молитвой, покаянием воспитывать себя, восходить к чистоте сердечной. Мысли свои надо занять молитвой, испытывать приходящие помыслы, плохие отвергать в самом начале, хорошие принимать трезво, не увлекаясь мечтаниями. Любое дело начинать с молитвы и испрошения благословения, а если что-то не ладится, не роптать и не сквернословить, простить у Бога помощи и уметь со смирением переживать неудачи, которые, если не вызваны нашей собственной безответственностью, промыслительно помогают спасению и бывают полезны для нас. Так научимся постепенно, приобретя чистоту сердечную, хранить чистоту помыслов и речи. Необходимо стараться жить по-христиански, подтверждая веру добрыми делами, ежедневно молясь Богу, читая Священное Писание, святых отцов Церкви, по воскресным дням и праздникам посещая церковное богослужение, исповедуясь и причащаясь. Тогда сама пробужденная и освященная благодатию Святого Духа совесть наша будет неусыпным хранителем наших уст от скверных слов.
Тех, кто полностью отказался от употребления скверных слов, бесы искушают на иные словесные грехи. Пустословие (празднословие) ненужные разговоры ни о чем, лишь бы время занять. Они отнимают у нас драгоценное время, которого так не хватает для нужных, добрых дел, за пустую растрату которого мы тоже будем отвечать пред Богом. Большинство пустых разговоров постепенно переходит к осуждению других, что тоже очень пагубно и чего надо всячески избегать, так как, если мы не будем судить других, то и сами не будем осуждены.
В разговоре с людьми важны не только слова, но и тон речи, манера выражения своих мыслей. Часто из-за высокомерия, сами того не замечая, мы обижаем людей, порою, самых близких, словами, по букве неплохими, но по сути и тону совершенно неприемлемыми для христиан. Чтоб избежать этого, постараемся изгнать из души те страсти, которые приводят нас к словесному невоздержанию. Будем искоренять их противоположными добродетелями: гордость смирением, раздражительность доброжелательностью, неуступчивость отсечением своей воли. Если научимся избегать своеволия, уступать другим и возлагать упование на Бога, в душе воцарится мир и покой, а все дела устроятся по милости Божией. Только при помощи молитвы и искреннего покаяния можно избавиться от страстей. И дай Бог всем нам в эти спасительные дни Великого Поста обуздать свой язык и сделать его из орудия погибели орудием благовествования и мира.
Протоиерей Евгений Пейков