Какая греховная страсть, на ваш взгляд, самая опасная для человека?
Самым опасным и гибельным пороком души человека является гордость. Именно эта страсть стала причиной отпадения части ангелов, из-за нее не устояли пред искушением древнего змия наши прародители, она же, по согласному мнению святых отцов, является причиной и основанием большинства грехов и страстей человеческих. В наше время произошла подмена понятий, и многие люди считают гордость вовсе не пороком, а добродетелью. Это неудивительно, ведь нескольким старшим поколениям со школьной скамьи внушалось, что «человек - это звучит гордо», а противоположное гордости смирение учили воспринимать как нечто позорное, недостойное человека. Конечно же, та карикатура, что подразумевалась в данном случае под словом «смирение» ничего общего с настоящим христианским смирением не имеет. Есть смирение бесовское - лицемерное раболепство слабого перед сильным, или показное смиренничанье, смиреннословие, так часто, к сожалению, встречающееся сегодня у завсегдатаев православных храмов. Такое «смирение» действительно не спасает, а только вызывает у многих людей искреннее и вполне справедливое отвращение к таким «верующим».
Очень сложно понять, что такое гордость и смирение человеку, воспитанному под влиянием западных принципов отношения к людям, которые откровенно и цинично сформулировал популярный у нас Дейл Карнеги как принцип отношения рыболова, подбирающего лучшую наживку для безмолвной рыбы, обязанной попасть на его крючок. Бедные его читатели и не догадываются, что сами являются этой рыбой, клюнувшей на привлекательную наживку, чтобы научиться манипулировать другими. Страшно представить общество, в котором каждый воспринимает ближнего только как объект извлечения выгоды для себя.
Гордость очень опасна тем, что чаще всего, в отличие от грубых телесных страстей, человек ее не замечает. Часто ко мне, как и ко всякому священнику, на исповедь приходят люди, которые говорят, что не имеют больших грехов, считают себя не особенно грешными, в отличие от других. Пытаешься человеку объяснить, что это гордость, приводишь в пример притчу о мытаре и фарисее, другие примеры, но помочь ослепленному гордостью познать свои прегрешения и перестать судить других бывает крайне сложно. Для вразумления такого человека промысел Божий посылает ему различные скорби. Гордому, для того чтоб познать себя и избежать полной духовной смерти, порою приходится пережить много унижений и обид, впасть в скверные плотские грехи, опозориться, потерпеть неудачи и разочарования. И наоборот, избавившись от гордости, мы можем избежать многих бед и скорбей.
По каким признакам можно определить наличие гордости в своей душе?
Если я обидчив, мнителен, трудно переношу оскорбления, болею душой от несправедливых замечаний, оправдываюсь, помню зло и осуждаю других; если мне трудно просить прощения и уступать другим даже в мелочах; если имею обыкновение в разговоре перебивать и слишком часто употреблять местоимение первого лица, по всякому поводу высказывать свои комментарии, обличать чужие грехи и недостатки, давать советы даже когда о них не просят, а сам не прислушиваюсь и не прошу советов, не уважаю мнение старших, то нет никаких сомнений - гордость глубоко и прочно сидит в моей душе. На начальных и средних стадиях гордость обычно соединена с тщеславием, и от этого соединения происходит переживание относительно мнения других обо мне, боязнь, что другие узнают мои недостатки и слабости, искание похвал и наград, которые бывают чрезвычайно приятны.
Превозносясь в гордости, я мню знать все обо всем, за все берусь, думая, что справлюсь с делом лучше других, но, понадеявшись на себя и не оценив трезво своих сил, не справляюсь с тем, за что взялся, выкручиваюсь, унываю и отчаиваюсь. То же происходит с молитвой и постом. Гордость не терпит умеренности и постепенности, она подвигает меня на самочинные, несвойственные духовному возрасту «подвиги», за которыми следует расстройство, уныние и полное оставление молитвы и поста. Гордость побуждает меня творить добрые дела, например, заниматься благотворительностью, никогда никому не отказывать, но при этом часто не исполнять обещанного, рождая ложь и лукавство.
Молодые, энергичные, одаренные какими-либо способностями люди почти всегда страдают такой внешне заметной гордостью. Если на данном этапе человек встретит серьезные трудности и неудачи, семейные проблемы и иные обстоятельства, напрямую возникшие вследствие превозношения или попускаемые Богом для вразумления, то разочаровавшись в своих собственных силах и способностях, может смириться и стать на путь познания себя. Похвалы и награды человеческие, успех, власть, назначение на должность и принятие сана в данной ситуации могут еще больше убедить человека в своей исключительности, дать еще большую пищу для превозношения. Укрепившись и завладев человеком, страсть гордыни пытается скрыться под маской «смиреннословия», когда человек, по всякому поводу и без, говорит, например, «спаси Господи», «я хуже всех», «я такой грешный и недостойный» и прочие благочестивые фразеологизмы, частое и неуместное употребление которых, по моему мнению, тоже показатель духовной болезни. Сам себя с упоением ругаю, а если кто другой что-либо подобное мне скажет, обижаюсь и унываю.
Но бывают случаи, когда внешне гордость вообще никак не будет проявляться. Только очень опытный духовник может увидеть ее. В житии аввы Дорофея есть рассказ, как он посетил один монастырь и ему сказали об очень молодом монахе как образце смирения: он никогда не гневался, никогда не возмущался, никогда не возражал, когда его порочили или унижали. И Дорофей, который был опытен в духовной жизни, не поверил; он вызвал этого монаха и спросил: «Каким это образом, при всей твоей молодости, ты достиг такого совершенства, что когда тебя порочат, унижают, оскорбляют, ты никогда не возмущаешься?» И этот молодой монах ответил: «Что мне возмущаться, когда какие-то псы на меня лают?» Не этому ли мы необдуманно учим своих детей, наставляя их уступать другим и не ввязываться в конфликты такими словами: «Будь выше, умнее», «не опускайся до их уровня». На высших стадиях гордости человеку уже все равно, что о нем скажут другие. Он сам себя считает мерилом истины, судьей всех и вслед за отвержением суда человеческого отвергает и суд Божий, постепенно доходя до явного безбожия и даже богоборчества.
А если мне нечем гордиться?
Не следует думать, что гордости подвержены только люди, имеющие какие-то выдающиеся таланты и добродетели, богатые и власть имущие, достигшие успеха и уважения в обществе или церкви. По моим наблюдениям, как раз тот, кому на самом деле нечем гордиться, превозносится намного более того, кто на самом деле имеет какие-то добродетели. Тот, кто ведет деятельный образ жизни и занимает видное положение, конечно, имеет много поводов для гордости, но через различные скорби может познать себя и смириться. Человек обездоленный, неимущий, потерпевший поражение в своих земных надеждах, замыкаясь в себе, озлобляется на весь мир и даже самого Бога. Бесы ввергают такого человека в отчаяние и даже, в крайних случаях, доводят до самоубийства.
Бывают ли люди, не подверженные гордости?
Этой духовной болезнью заражены все без исключения люди. Даже достигшие великого смирения святые подвергались иногда искушению помыслами высокого мнения о себе. Но они были внимательны к себе и различали эти помыслы, просили Бога вразумления и получали его. Прекрасные примеры таких вразумлений приводят нам жития египетских старцев, преподобных Антония и Макария Великих.
Каким образом можно победить гордость?
В деле лечения любой болезни важно правильно установить диагноз и принять то лекарство, что назначено врачом. Гордость обычно не принимает человеческого вразумления, поэтому врачом в данной ситуации является сам Бог, помещающий нас в такие обстоятельства жизни, которые помогают нам познать себя и смириться. Нужно молиться, каяться, просить у Бога, чтоб Он Ему ведомым способом избавил нас от гордости и даровал смирение. Прося смирения, помни, что просишь обид и притеснений, потому что иначе оно не приобретается. Неосознанными врачами нашей больной души, по промыслу Божию, могут стать, например, люди, обижающие и притесняющие нас, строгие и не всегда справедливые начальники. Нужно благодарить Бога за скорби и безмолвно отвергать похвалы человеческие, воздавая славу одному Богу, совершающего силу свою через нашу немощь.
Как помочь ближнему увидеть в себе эту страсть, научить его смирению?
К сожалению, некоторые у нас как среди духовенства, так и православного мирского начальства, прочитав, наверное, о нескольких случаях из древних патериков, где описывается, как некоторые святые старцы осознанно подвергали своих учеников каким-то уничижениям для избавления от гордыни и приобретения смирения, тоже начинают, видя в прихожанах или подчиненных гордыню, «смирять их». Но ничего, кроме ожесточения и укоренения гордыни в глубинах души, из которых еще сложнее потом ее извлечь, такая практика не приносит. Таким хотелось бы напомнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что «старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия, - да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании - суть ложные, что самый образ их мыслей, их разум, их знания суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего плода в наставляемом ими». Великая гордость приводить в оправдание своей деятельности эти отдельные, редко встречающиеся случаи, скорее указывающие на особое, по указанию Духа Святого, исключение, чем на правило в жизни святых, которые в подавляющем большинстве случаев именно смирением и кротостью вразумляли гордецов. В тех случаях описаны примеры особых взаимоотношений старца с учеником, когда ученик сознательно, по доброй воле полностью вверяет себя старцу, отсекает свою волю. Великий старец Дорофей имел только одного такого ученика - Досифея. Некоторые имели двух, а многие из святых вообще не имели таких послушников.
Нельзя помочь ближнему задуматься, увидеть свою гордыню и научиться смирению иначе чем самому смирившись, показать пример. Не нужно бояться, что уступив гордому, мы еще более укрепим в нем чувство его правоты. Это произойдет именно в том случае, если мы будем возмущаться и гневаться. А вот пример искреннего смирения очень многих заставил задуматься.
Как же начальнику быть смиренным и добиться порядка от подчиненных?
Конечно тот, кто несет послушание священника на приходе, офицера в армии или начальника на производстве должен делать замечания, быть строгим, требовательным. Но все это не исключает смирения. История представляет множество примеров строгих настоятелей, успешных полководцев, людей богатых и облеченных властью, но вместе с тем смиренных. Начальник должен быть требователен и строг прежде всего к себе, наказывая, - не унижать, делая замечание, - не насмехаться. Если строгость будет проявлением не гордыни и самодурства, а любви к людям и разумной ревности об общем деле, такой начальник, несмотря на строгость и требовательность, будет уважаем не за страх, а за совесть и добьется порядка. В ином случае он обречен на формирование вокруг себя дружного коллектива приспособленцев, льстецов и лицемеров, показывающих только вид послушания и смирения, но осмеивающих и осуждающих установившиеся порядки за его спиной.
На вопросы отвечал протоиерей Евгений Пейков, настоятель Свято-Николаевского храма, г.Донецк