Я верую. В Бога Отца, Сына и Святого Духа. Так говорится в Символе Веры, слова которого православный христианин произносит каждый день. Но что значит верить? Как пережить кризис веры?
Что значит вера для современного человека?
С этими вопросами мы обратились к протоиерею Евгению Пейкову, настоятелю Свято-Николаевского храма г. Донецка.
- Отец Евгений, что такое вера? Можно ли сказать, что область веры - это то, что не поддается рациональному, логическому объяснению?
- Существует библейское определение: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1). Но это достаточно формальное объяснение, в которое каждый может вкладывать свой смысл. Русский перевод недостаточно точно передает то, что сказано в оригинале. Даже в церковнославянском переводе немного иной оттенок смысла: вера - "это уповаемых извещение, вещей обличение невидимых". Т. е. ожидаемое еще не произошло, но есть уже некое извещение, предвкушение того, что будет. Невидимое мы не можем увидеть, но можем почувствовать, что оно есть. Словно получили некое уведомление о посылке - посылка еще лежит на почте, но ты уже знаешь, что она там есть.
Так и вера. Мы не видим телесными глазами Бога, не можем доказать Его Бытие при помощи научных доказательств, так же, как не можем узнать, когда и как будет проходить второе Пришествие. Но есть некое предвкушение, есть опыт христианской жизни, опыт соприкосновения с Богом, общения с Ним… Это и называется верой.
"Вера без дел мертва". Эта фраза подразумевает еще и то, что одно интеллектуальное знание о том, что Бог существует, верой, по большому счету, назвать нельзя. Об этом же говорится - "бесы веруют и трепещут". Они знают, что Бог существует, но личного общения, соприкосновения с Ним у них нет.
Можно считать себя верующим только по этому признаку: я знаю, что Бог есть. И все. Но все же вера - это некое направление жизни. Состояние души, система ценностей и понятие смысла человеческого бытия. Голое знание, не подкрепленное жизненным опытом, стремлениями, верой считаться не может. Вера - это не теория. Это опыт жизни со Христом.
Что касается религиозных установлений, то они по своей сути очень разумны и логичны. Кроме, естественно, тех вещей, что часто провозглашаются от имени Церкви, но являются по своей сути человеческими предрассудками. Применяя разум и логику, можно отличить суеверия от здравого христианского учения.
- Вы сказали о том, что голое интеллектуальное знание не может считаться верой. Как же в христианстве оценивается роль разума?
- Наша вера очень разумна. Апостол Павел в своем послании говорит: "Умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим. 12:1). Бездумная вера, слепой фанатизм не приветствуется в православии. Христос, обращаясь к своим ученикам, часто обращается именно к их разуму, а не говорит с позиции своего авторитета. Христос говорит притчами. А что такое притча? Это пример из бытовой ситуации, который необходимо осмыслить, чтобы понять смысл сказанного. Необходимо приложить разум. Поэтому роль разума в богословии велика.
Но здесь есть проблема - подмена разумной сознательной веры чьим-то авторитетом. Человеку не предлагается осмыслить и задуматься, почему нужно поступать именно так: делай, и все.
Да, есть вещи, которые сначала выполняются, основываясь на авторитете. Но затем так или иначе наступает момент осмысления, уразумения своих действий. Если же подобного момента не наступает, то такая вера остается мертвой. И со временем она может превратиться в языческое обрядоверие: люди могут ходить в храм, соблюдать посты, но дальше церковного порога их убеждения
за ними не следуют.
Роль разума в православии действительно велика. Конечно, можно быть верующим и не обладать высоким интеллектом (и младенец может иметь чистые и искренние отношения с Богом). Но если человек уже образован и интеллектуально развит, то отрекаться от этого не нужно. Наоборот - полезно получить хорошее образование, если это возможно.
Бывает так, что человек образован, но, входя в церковь, он начисто свой разум отбрасывает.
И начинает верить всякой околоцерковной чепухе. В таком случае хотелось бы вспомнить, что, входя в храм, нужно снять шляпу, а голову оставить на месте.
- Батюшка, а как человек приходит к Богу? Это только его акт воли или нечто, приходящее извне? Что играет главенствующую роль?
- Часто среди верующих можно слышать подобный разговор: "А я пришел к Богу так-то".
Другой отвечает: "Да это не ты пришел, это тебя Бог привел". Действительно, к вере всех приводит Бог. Но право откликаться на зов Бога, принимать его или нет, остается за человеком. Эту дарованную Богом свободу у человека никто отнять не может.
Первое, с чего начинается приход человека к вере, - это, пожалуй, все-таки отчаяние, разочарование. Принципы, на которые человек опирался всю жизнь, вдруг перестают действовать, и человеку не на что опереться. Он начинает искать опору в чем-то другом. И часто приходит в церковь. Затем появляется духовный опыт, осмысление церковных законов. Вера укрепляется, становится более твердой. Есть люди, которые такое духовое пробуждение переживают быстро.
Но большинство людей к такой вере приходят постепенно. Все попытки "принудить" человека, сделать быстро из человека неверующего человека верующего, могут привести к негативным последствиям.
- А что значит "быстро сделать из человека верующего"?
- Например, такая ситуация. Человек употребляет наркотики или алкоголь. В конце концов понимает, что сам выпутаться не может и приходит в церковь. Священник может принудить такого человека к исполнению всех церковных обрядов, таинств, чтению молитв в больших количествах.
В таком случае человек просто сломается. Он еще не готов к этому - ему нужно молоко, а предлагают твердую пищу.
Нужно научить человека доверять Богу. А этот процесс занимает какое-то время. Глубокое воцерковление человека не может совершаться одномоментно. Хотя в истории Церкви есть случаи, когда духовное пробуждение происходило мгновенно. Но тем не менее Бог готовил и к этому. Скажем, апостол Павел, который долгое время гнал церковь, был все же верующим человеком.
Нельзя форсировать процесс воцерковления человека. Священнику прежде всего стоит помнить о том, что приводит к вере Бог. Маленькую веру нужно взращивать потихоньку, чтобы получить сознательно верующего человека.
- В жизни человека бывают периоды, когда он охладевает к вере. Это закономерное явление в духовной жизни или нет? Как его объяснить?
- Правильнее в данном случае сказать о религии. Сначала люди с большим рвением принимаются за выполнение церковных обрядов, а потом это рвение ослабевает. То есть ослабевает усердие к религии.
Часто при отсутствии духовного наставника человек начинает брать на себя подвиги, которые ему не под силу. Это все равно, что сразу пытаться поднять тяжелую гирю, - можно надорваться.
Охлаждение - это не разочарование в Боге, в вере. Это относится к религиозным обрядам:
молитве, богослужению, постам, Таинству Исповеди. Не имея духовного наставника, человек ходит на исповедь, формально повторяя одно и то же. У него нет духовной помощи, а сам он не всегда может разобраться. И такая ситуация вполне может привести к охлаждению, скажем, к исповеди. Поэтому не нужно путать кризис веры и кризис религиозной жизни.
Кризис веры - это, в принципе, неплохо. Так как понимание Бога все время меняется. На начальном этапе духовной жизни человек может представлять Бога примитивно. Хотя Его, конечно, лучше вообще не представлять. Но тем не менее Библия наделяет Бога некими свойствами: всеведущий, разумный, мудрый… Это все относительно, так как словами трудно выразить невыразимое.
На каком-то этапе духовного развития человек расстается со своими старыми представлениями о Боге и приходит к новым. А со старым расставаться всегда печально - наступает кризис веры. И человеку нужно просто прожить эти чувства. Хорошо, если кто-то в этом помогает, ободряет - ведь человек проходит нормальный этап духовной жизни. Как и любой кризис, кризис веры может либо уничтожить веру, либо вывести ее на более высокий уровень.
Можно говорить и о кризисах взаимоотношений с Богом. Ведь в любых межличностных отношениях бывают конфликты и кризисы. Можно в таких случаях просто стать лицом к Богу и задать Ему мучающие тебя вопросы. Не носить камень за пазухой, не дуться на Бога. А просто проговорить все, что тебя волнует.
- Как предотвратить потерю веры? Что делать, если чувствуешь, что вера исчезает?
- Вера без дел мертва. Если человек не строит свои отношения с Богом, не молится, то его вера постепенно исчезает. Вследствие безнравственной жизни. Тот, кто думает о чистоте сердца, будет укрепляться в вере. А через грязное от грехов сердце Бога не видно. И такой человек вполне может сказать: "В моей жизни Бога нет".
- То есть предотвратить потерю веры в силах человека?
- Бог любит всех и всем дает возможность покаяться и спастись. Но кто-то хочет следовать за Богом, а кто-то желает устроить свою жизнь без Него. Такой человек рано или поздно придет к разочарованию. Из этого состояния есть два пути: либо отчаяние и бесцельное существование, либо принятие Христа.
- В чем значение веры для современного человека?
- Прожить полноценно и радостно свою жизнь без веры невозможно. И в этом отличие нас от животных. Верить в Бога - свойство, присущее только человеку. Потребность в Боге, в религии в нас заложена изначально. Если человек не поверит в Бога, он придумает себе предмет поклонения. Ведь мы состоим из тела и души. И тому, и другому нужна своя пища. Иначе мы погибнем.
Беседовала Татьяна Жукова