Ликуя, люди встречают Христа: срывают свою одежду, устилают ею путь Господень. Однако не проходит и недели, как эти же люди отправляют Его же на страшную и позорную смерть. Когда происходит все это? Две тысячи лет назад? Или же все две тысячи лет и сегодня тоже? Об этом разговор нашего корреспондента с настоятелем донецкого Свято-Николаевского храма протоиереем Евгением Пейковым.
- Если Сам Господь постился в пустыне 40 дней, почему мы в подражание Ему постимся на неделю больше?
- Вы верно подметили мы постимся не 40, а целых 48 дней. И связано это с тем, что Великий пост состоит из двух частей: святой четыредесятницы, которая собственно и напоминает нам о сорокадневном посте Христа и Страстной Седмицы - недели, посвященной последним дням земной жизни Спасителя, Его страданиям, смерти и погребению. Хотя наш пост длится дольше, но все же он не может сравниться с тем постом, которым постился наш Господь Иисус Христос пред выходом на Свою проповедь. Он совсем не ел, а мы ограничиваем себя только в некоторых видах пищи. Он постоянно пребывал в молитве и безмолвии, а мы только ограничиваем излишнее общение и стараемся молиться больше, чем обычно. Он, не колеблясь, победил все искушения бесовские, мы же, как ни стараемся, все равно не избегаем колебаний и часто допускаем слабости, свойственные нашей поврежденной грехом человеческой природе. Праздники Входа Господня в Иерусалим, или как его называют в народе, Вербного Воскресенья, и предшествующая ему суббота, которая называется Лазаревой днями поста в строгом смысле не являются.
А почему эта суббота называется Лазаревой?
- У Христа был друг по имени Лазарь, который жил в пригороде Иерусалима Вифании со своими сестрами Марфой и Марией. Однажды Лазарь серьезно заболел, и сестры послали позвать Христа, так как знали о Его божественной власти исцелять самые тяжелые болезни. Услышав их просьбу, Иисус не спешит в Вифанию, зная, что больной уже умер и его похоронили. В то время в Израиле хоронили тела совсем не так, как это делаем мы. Сразу после смерти тело заворачивали в пелены (плащаницу) и полагали в небольшую природную или специально выдолбленную в скале пещерку, вход в которую прикрывали камнем. В первые дни после погребения был обычай открывать вход в склеп и оплакивать умершего, возливая на тело большое количество благоуханных масел, посыпая твердыми древесными смолами, растертыми в порошок, вроде нашего ладана. Кстати, именно так был похоронен и сам Иисус Христос после Своей Крестной смерти, что делает понятными многие детали Евангельского повествования о Погребении и Воскресении Христа. Когда он прибыл на место погребения Лазаря, тело усопшего уже четыре дня пролежало в гробу и, как утверждали очевидцы, начало разлагаться. Несмотря на их протесты, Христос повелел открыть погребальную пещеру и приказал покойнику выйти вон, что и произошло к всеобщему удивлению.
- В Евангелии описывается несколько случаев чудесных воскрешений и до Лазаря. Почему же воскресение Лазаря стало особым праздником? Только ли из-за временного фактора?
- Действительно, все предшествующие случаи воскрешений происходили вскоре после смерти, и это давало скептикам некоторый повод сомневаться в чудесной природе этих воскрешений. Оживление уже разлагающегося трупа не оставляло никаких сомнений в могуществе совершившего это чудо и способствовало усилению народной молвы о нем как о Посланнике Небес, Который теперь наконец-то возьмет власть в свои руки и избавит свой народ от всех житейских проблем - болезней, смерти, голода, несправедливости и оккупационной власти римлян. Незадолго до этого Господь накормил 5 хлебами 5000 и 7 - 4000 человек, совершил множество других чудес, а воскрешение Лазаря стало некоторой точкой кипения как всенародного почитания, так и ненависти со стороны правящей элиты, которая решила убить не только Христа, но и воскрешенного им Лазаря.
- Но почему же Иисус не воспользовался "революционной ситуацией", чтобы взять власть в свои руки?
- А для чего? Если бы Христос хотел стать земным царем, то наверняка мог бы родиться не в убогой пещерке на окраине маленького городка в глухой провинции великой Римской империи, а в царских чертогах и стать императором всего мира. Главная проблема человечества заключается далеко не в том, что у нас бездарные правители, неправильный общественный строй или плохое воспитание. Сейчас мы уже можем уверенно утверждать из опыта последних столетий, что попытки построения рая на земле путем различных революций с треском провалились и породили чудовища хуже прежних. Христос пришел не для того, чтоб стать частью, пусть даже и главной, этого испорченного в самой своей природе человечества, которое уже не исправить ни силой власти, ни искусством воспитания, а сделаться родоначальником нового человечества, новым Адамом. Только устранив первопричину всех бедствий, можно помочь страждущему человечеству, поэтому Сын Божий и приходит на землю, принимая на себя нашу испорченную человеческую природу. Затем через смерть и воскресение обновляет ее сначала в Себе Самом, а потом возвращает нам через Царство Божье на земле - Церковь и принимаемые нами с верой и любовью таинства. Именно поэтому Христос чуть позже, на суде у Пилата, скажет: "…царство мое не от мира сего".
- Чему нас учат Входящий со славой в Иерусалим Христос; ослик, на которого сел Иисус; люди, с ликованием встречавшие Господа?
Ослик был выбран не случайно. Это мирное рабочее животное, на которое никогда не сядет земной царь или военачальник. Господь показал шествием на ослике великое смирение и скромность, о необходимости который мы часто забываем. А еще меня лично этот ослик учит бороться с тщеславием. Когда что-то получается и помысел хвалит, я напоминаю сам себе: "не гордись, ты точно как тот осел, который думал, что это его встречают и под его копыта подстилают цветы и одежды". Поведение народа тоже заставляет о многом задуматься. В воскресенье бросают шапки и кричат "Осанна", надеясь получить дармовой хлеб и бесплатное лечение, а в пятницу, удостоверившись, что "хлеб и зрелища" не гарантированы, а для того, чтоб войти в обещанное духовное царство, требуется изменение своей жизни и борьба со своими страстями, с таким же усердием вопят "Распни Его". Да и вообще, как оказалось, никакое духовное царство им не нужно. Сегодня многие люди готовы верить в Бога, поскольку от него можно что-то получить, и для этого даже молятся и ходят в церковь, но когда жизненные обстоятельства требуют отказаться от чего-то ради Христа, такие люди бы предпочли, чтоб Его не стало в их жизни. Многие приходят в этот праздник, чтобы освятить веточку вербы и таким образом оздоровиться и оградить себя от опасностей. Но как мы поведем себя через несколько дней после праздника дома, на работе, в гостях? Как будем относиться к Богу и людям? Часто крещеные христиане в повседневной жизни ведут себя так, как будто никакого Бога на самом деле нет, и Христос не приходил на землю и ничему не учил нас. А ведь мы называемся христианами не потому, что приняли крещение во младенчестве, а потому, что мы ученики Христа и должны каждый день, а не только в праздники жить по-христиански.
- Освященные веточки вербы - что с ними делать, когда они засохнут? А если пустят корни?..
- Если вы все же решили принести в храм веточки для освящения, то ни в коем случае не надо устраивать ритуальные языческие игры с хлестаньем друг друга. Нужно поставить их в воду, и когда появятся корешки, высадить в землю на подходящем месте, таким образом вы оградите себя от предрассудков и внесете свой посильный вклад в озеленение нашего города.
- Что, прежде всего, необходимо сделать всякому православному в Страстную Седмицу?
- Каждый день предпасхальной недели называется Великим. Самые важные дни - четверг и пятница. Хорошо бы в эти дни хоть немного приостановить бег нескончаемых мирских забот и найти время для участия в особых богослужениях, которые делают нас участниками Тайной Вечери в причастии за литургией, что совершается в четверг утром. Вечером в тот же день мы станем свидетелями последних часов земней жизни Спасителя, о которых читается в 12 отрывках из Евангелия. В Пятницу вспоминается смерть Христа и Его погребение. У тех кто, несмотря на все усилия, не может попасть в храм по болезни или иным причинам, все равно есть возможность прикоснуться к таинству Страстей Христовых через чтение соответствующих глав из Евангелия.
Постарайтесь за эту неделю внимательно прочитать две предпоследние главы у каждого из четырех Евангелистов и поразмышлять над ними. Также необходимо духовно подготовиться к причастию, примириться со всеми ближними, заранее покаяться в своих грехах, чтоб в пасхальную ночь непросто быть зрителями в церкви, а участвовать в богослужении, причащаться Святых Христовых Тайн.
- Если человек до сих пор не постился, но тоже стремится как-то подготовиться к Христову Воскресению, что вы этому человеку посоветуете?
- Ни в коем случае не унывать и не отлучать себя от трапезы Господней. Лучше позже, чем никогда, приготовиться к причастию и соединиться с Господом. Господь любит и принимает всех, и тех, кто постился весь пост, и кто смог совсем немного попоститься. Нельзя сказать об этом лучше святого Иоанна Златоуста, который в своем слове, что читается в храме на Пасху пишет: "…все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, -насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходить голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя".
Интервью газете "Аргументы Недели". Беседовал Владимир Овчаров.
Протоиерей Евгений Пейков