Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / Сергей Перч

«Чапаев» против «Адмирала», или Когда нет любви Божией

4 ноября - день рождения выдающегося флотоводца адмирала Александра Васильевича Колчака.

Сергей Перч статья о фильме Адмирал
В октябре нынешнего года во всех кинотеатрах Донецка состоялся премьерный показ фильма режиссера Андрея Кравчука "Адмирал". Эта картина повествует о жизни и любви лидера Белого движения адмирала А.В. Колчака. Красивая человеческая история на фоне ужасов Гражданской войны.

На форумах и в прессе было сказано уже немало слов по поводу спецэффектов, не уступающих голливудским, об игре актеров Константина Хабенского в роли Колчака, Лизы Боярской в роли Анны Тимиревой, Сергея Безрукова в роли генерала Каппеля. И только фабула фильма, на мой взгляд, остается пока за рамками дискуссии. Несколько строк для заполнения этого пробела.

Действия фильма разворачиваются в таком историческо-временном отрезке: с 1916 года (время Первой мировой войны) и до 1920 (период войны Гражданской в Российской империи).

Начинается картина эпизодом морского сражения, когда крейсер под командованием Колчака вступает в бой с немецкой эскадрой. Весь экипаж русского корабля встает на молитву, все едины - простые матросы и морские офицеры. В результате единения и веры в заступничество высших сил была достигнута победа!

Далее мы уже видим, как в 1917 году революционные матросы убивают своих офицеров. Происходит деление на белых и красных. Но разве разделился Бог? Разве не написано: "Дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Матф.12:25). Для Всевышнего нет ни "голубой крови", ни "черной кости", для него едины все души православные. В связи с этим вспоминается эпизод из фильма "Доктор Живаго", когда после боя главный герой находит в карманах у белогвардейского солдата и красного партизана бумажки с текстом псалма: "Живый в помощи". Оба - одной крови, оба - славяне, оба - православные!

Создатели фильма "Адмирал" в череде подобных ("Господа офицеры: Спасти императора" и др.) делают правку истории в "идеологически модную" ныне сторону. Теперь уже принято считать, что красные - плохие, а белые - хорошие.

Ну и куда же, скажите, податься тому "бедному крестьянину", выросшему на образе Чапаева из одноименной киноленты. Он ведь помнит, как каппелевцы предпринимали психическую атаку на позиции дивизии легендарного комдива. В "Адмирале" же генерал Каппель - это "удивительно светлый человек". В "Чапаеве" у пулеметчицы Анки заканчиваются патроны, в "Адмирале" каппелевцы идут в штыковую атаку из-за отсутствия боеприпасов. Где же, скажите, правда сермяжная (она же кондовая, посконная и домотканая)? А главное - на чьей же стороне теперь правда? На чьей стороне теперь Всевышний?

Красные называют себя атеистами. Адмирал Колчак (по фильму) цитирует 1-е послание к Коринфянам апостола Павла: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Но я убежден, что как раз любви ни у одной из противоборствующих сторон в Гражданской войне и не было. Была вера в правоту своего дела, была надежда победить противника, но любви не было. Сейчас часто говорят о том, что большевики виновны в развязывании братоубийственной Гражданской войны. Но ведь для войны, как и для мира, нужны две стороны. Почему представители Белого движения приняли участие (как субъект конфликта) в этой братоубийственной бойне, которая обошлась нашему Отечеству в миллионы жизней? Почему вместе с представителями 14 иностранных держав-интервентов согласились участвовать в войне не против большевиков ("партейных" в красных полках было всего несколько тысяч) - нет, против своего же народа, рабочих и крестьян? Потому что не было с ними любви, которая есть Бог. Потому и потерпели они поражение в той братоубийственной, неправедной войне.

"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает" (Гал. 6:7). В ветхозаветные времена Господь наказывал избранный народ за неправедность, насылая на него противника немилосердного: "вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием". (Иер. 25:9). Заметьте, пророк называет царя Вавилонского (агрессора и тирана) рабом Божиим, т.е. исполняющим Его волю. Также и красные (хотя их и выставляют ныне душегубами) исполняли предписанное им Всевышним (иначе как бы они победили?). Богом не только милующим, но и наказывающим белых, за то, что "не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе" (Иер. 25:7).

Фильм "Чапаев" после выхода на экран "разлетелся" на десятки цитат и крылатых выражений, в то время как из "Адмирала" мне запомнилась одна.

Верховный правитель России адмирал Колчак произнес (может быть не дословно, но смысл такой): "Какие бы законы мы не приняли, нас все равно расстреляют, если мы потерпим поражение". Согласен на 100 процентов! Законы - действенные законы - нужно принимать тогда и для того, чтобы не было деления на красных и белых, на "голубую кровь" и "черную кость". Когда же началась война, вступают в действие другие законы. Когда народ един и открытым сердцем воспринимает призыв на брань: "За Веру и Отечество", то это дело святое и благословенное. Когда же бойцов поднимают в атаку словами: "За власть Советов (кадетов, эсеров, монархистов без разницы)", против своих же соотечественников - это чревато страшной трагедией. И вот такая трагедия стала частью нашей истории.

4 ноября Православная Церковь празднует День иконы Казанской Божией матери. В этот же день в России отмечают День народного единения. Этот праздник, по словам митрополита Московского и всея Руси Алексия, "напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру". Именно праздники, в основе которых лежит духовное, не вызывающее противоречий событие, и станут истинно народными. Ведь что может быть важнее для людей, чем стабильный гражданский мир? А он достижим лишь в случае, когда "цари земные", верша судьбы народа своего, не забывали, что и над ними есть Судья. "И не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют" (Дан.12:10).

Что же касается исторических персонажей, героев фильма "Адмирал" и "Чапаев", Александр Васильевич Колчак навсегда останется в истории как выдающийся флотоводец, исследователь Арктики, герой Русско-японской (1904-1905 гг.) и Первой мировой (1914-1918 гг.) войн.

А Василий Иванович Чапаев - легендарным комдивом Красной Армии, войска которой противостояли интервенции 14 иностранных государств против нашей страны.

Оба же они - достойные сыновья своей несчастной страны, лидеры которой, "имея вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:5), довели положение в обществе до состояния, когда законы были попраны, а граждане, разделившись на красных и белых, стали выяснять, за кем больше веры и надежды, забыв о любви. Любви Божией, которая из них есть больше.

Сергей Перч

   Другие статьи этого автора
   Отправить комментарий к статье
   Читать другие комментарии (1)
Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com