И что положено кому, пусть каждый совершит
Дата публикации: 14.05.2010
В последние годы в кинотеатрах и по телевидению демонстрируется много фильмов, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны, героями которых являются православные священники. Можно вспомнить и "Штрафбат", где батюшка с винтовкой наперевес идет в атаку вместе с штрафниками, и телесериал "Вторые", где священник помогает группе советских разведчиков выполнить задание центра, и недавняя премьера "Утомленных солнцем-2", где одна из ролей второго плана также отдана служителю Православной Церкви.
В связи с этим на киношных форумах стали часто появляться едкие замечания: "Как во времена Брежнева в массы активно продвигалась мысль, что без комиссаров-политруков мы бы никогда не выиграли войну, так теперь насаждается мнение, что без батюшек мы бы немца не одолели. Времена меняются, но бал, по-прежнему, правит конъюнктура". И в этих комментариях есть своя правда. Восстанавливая историческую справедливость (роль священнослужителей в деле сопротивления немецко-фашистским оккупантам была весьма значительна, но в советские годы несправедливо замалчивалась), важно, как говорят у нас в Украине, "не передать куті меду".
Конечно, можно показывать батюшку, бегущего в атаку, наверняка такие факты имели место на фронте, но правильнее будет показывать православных священников, выполняющими свое прямое предназначение - помогающими людям выживать в тяжелейших жизненных условиях. "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил… Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог… огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь…" (1Пет.4:10-12).
Показательным в этой связи является фильм Владимира Хотиненко "Поп", премьерный показ которого состоялся в самый день Пасхи.
В картине рассказывается о священниках Псковской православной миссии, которые проводили свое служение на оккупированных немцами территориях России.
Чтобы перейти непосредственно к событиям, показанным в фильме, необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
После революции 1917 года пришедшие к власти большевики повели курс на снижение роли Церкви в жизни страны и даже решили уничтожить духовенство как класс. Почему это произошло - тема отдельной дискуссии. Можно лишь сказать словами Лермонтова: "Когда б на то не Божья воля…"
По всей стране массово закрывались храмы. В них устраивались клубы, склады, бытовые помещения. Священнослужителей отправляли в ссылку.
К концу 1930-х годов в СССР практически не осталось действующих приходов. Хотя при этом, поданным переписи 1937 года, большинство граждан нашей страны назвали себя верующими людьми!
Когда гитлеровские войска вторглись на территорию Советского Союза, в германском департаменте, ведающем идеологией, было принято решение возродить на территориях, оккупированных немцами, церковные служения. Что же, оккупационные власти заботились о духовной жизни населения подконтрольных Вермахту территорий? Конечно же нет. Немецкие идеологи стремились создать на славянских землях режим благоприятствования для действий новых властей.
В фильме "Поп" показаны события, когда германские оккупационные власти предлагают священнослужителям Прибалтийских епархий (Прибалтика вошла в состав СССР только в 1940 году, и православные приходы, как в большинстве регионов Советского Союза, здесь не были уничтожены) восстановить православные храмы на территории ряда областей Российской федерации.
В среде самих священнослужителей такое предложение немцев вызвало неоднозначную реакцию. Так, главный герой фильма отец Александр (его сыграл известный актер Сергей Маковецкий) говорит: "Я ношу имя благоверного князя Александра Невского, который бил тевтонцев, а теперь буду призывать людей примириться с оккупацией русских земель их потомками?" На что митрополит Сергий(Воскресенский)отвечает: "Худо нашим людям под немцем, а без духовной поддержки еще тяжелее будет".
И представители православной миссии поехали в назначенные для них области восстанавливать разрушенные приходы.
В фильме есть несколько, на мой взгляд, сильных моментов, которые заставляют не только сопереживать героям картины, но и задуматься над исторической подоплекой фильма.
В одном из эпизодов немецкий полковник говорит священникам: "Если бы мы не пришли, вас и ваши храмы большевики через несколько лет уничтожили бы до основания". И судя по тому, какими темпами шла в СССР антирелигиозная борьба, можно поверить в то, что гитлеровцы действительно были "избавителями русского народа от тирании сталинского режима".
Но все подобные предположения - от лукавого, ибо не немцы, а Господь сохранил Православную Церковь в нашей стране. Возникает вопрос: "Почему таким странным образом?" Странным для непосвященных. А те, кто имеют уши, да услышат.
В ветхозаветные времена Господь наказывал избранный народ за неправедность, насылая на него противника немилосердного: "вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием" (Иер. 25:9). Заметьте, пророк называет царя Вавилонского(агрессора и тирана) рабом Божиим, т.е. исполняющим Его волю. Потому как "не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе" (Иер. 25:7).
Но Бог наказывающий он же Бог и милующий. Господь, спасая верных своих, вразумил советских руководителей, и на территориях, не занятых гитлеровцами, также стали открывать приходы. "И обратил к ним сердце царя Ассирийского, чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа Бога Израилева" (Ездр. 6:22). Сталин в своей речи к соотечественникам назвал их не как было принято в официальных обращениях "товарищами", но как предписывал церковный канон "братьями и сестрами". Советский руководитель понимал, что без Божьей помощи "не устоять царству сему".
В сентябре 1943 года на состоявшемся в Москве Архиерейском Соборе митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Всея Руси. И тут немцы явили истинность своих намерений относительно Православной Церкви. Они потребовали от священников признать не каноничность этого избрания и настаивали на проведении конференции с обязательной резолюцией против Патриарха Сергия (Страгородского). Священнослужители не пошли на такой шаг.
В апреле 1944 года руководитель псковской миссии митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) был убит.
А вот еще один эпизод фильма "Поп". Партизан, молодой парень, приходит в храм к отцу Александру и говорит: "Здесь раньше был клуб, здесь я танцевал со своей девушкой, здесь я был счастлив. Зачем ты пришел сюда?"
Позволю себе заметить, что не до конца счастливы те люди, для которых танцы устраивают в доме молитвы. И самым ярким, на мой взгляд, является момент, когда члены сельской общины восстанавливают храм и вновь приспосабливают его для служения по прямому назначению. Когда прихожане убирают агитационные плакаты, скрывающие иконы и росписи сцен из Писания, когда из-под портрета "вождя народов" на свет Божий проступает образ святого благоверного князя Александра
Невского, защитника земли русской, чувствуешь, как вместе со вновь обретаемой верой к этим людям возвращается утраченная было надежда.
Впоследствии этот молодой партизан, понимая, что отец Александр несет его односельчанам только добро, предупреждает священника о грозящей ему опасности.
И еще один ключевой момент фильма. После изгнания немцев многих священников арестовали органы НКВД. Им инкриминировалось сотрудничество с оккупационными властями. Многие из них были отправлены в трудовые лагеря.
Но страдания праведников не были напрасны. Как сказано: "Кровь праведников - семена Церкви". Многие советские воины принимали духовный сан и начинали пастырское служение. Православные приходы, которые были открыты во время оккупации, продолжали функционировать.
В отечественном кинематографе в советское время был весьма обстоятельно и объективно раскрыт и воспет подвиг советских воинов-освободителей, подвиг тружеников тыла. Сегодня кинематографисты стараются раскрыть роль православного духовенства в жизни наших сограждан во время Великой Отечественной войны и показать вклад Православной Церкви в дело Великой Победы. И одна из таких правдивых картин о войне увидела свет в нынешнем году в канун светлого праздника Пасхи.
В 1945 году Пасха пришлась на 6 мая, эта дата в церковном календаре отмечена как день святого воина Георгия Победоносца. А уже 9 мая, на Светлой Седмице, Георгий Константинович Жуков от имени советского государства и всего народа нашей страны подписал в Потсдаме пакт о капитуляции нацистской Германии. Этот документ подтверждал факт окончания Великой Отечественной войны.
"Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа" (Прит. 21:31).
Сергей Перч
Справка. Псковская православная миссия действовала в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России: Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской, а также Прибалтики. Инициатором создания миссии был митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский). В условиях немецкой оккупации он сумел сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской Православной Церковью. Основу Псковской миссии составили русские священники из Рижской, а позже и из Нарвской Эстонской епархий.
Особое внимание священники-миссионеры уделяли духовной помощи военнопленным, в ряде лагерей удалось открыть храмы. Также для военнопленных собирались пожертвования, одежда. Миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан в Пскове был создан детский приют при храме св. Димитрия Солунского для 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15лет. Ради возрождения религиозной жизни в регионе - впервые в России -зазвучало в радиоэфире слово пастыря: еженедельные передачи шли из Пскова.
Первоиерархи Русской Православной Церкви были не согласны с методами безбожной большевицкой власти. По этому поводу хорошо сказал нынешний Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: "То, что советская власть строила общество социальной справедливости - это хорошо. Но построить справедливое общество без Бога - невозможно". Методы же чужеземных оккупантов были для православных священников в принципе неприемлемы. Но, понимая, что "нет власти не от Бога, существующие же власти от Богу установлены" (Рим. 13:1), священнослужители думали о пастве, о конкретных людях. Священнослужителям приходилось нести свое служение в конкретных исторических условиях, в предлагаемой жизненной ситуации, облегчать страдания людей. А для этого приходилось идти на компромисс с действующими властями.
Надо сказать, что многие из тех, кто находился на оккупированной территории, были под подозрением у "компетентных органов". Это тоже одна из самых больных точек нашей истории. С одной стороны, подобные меры безопасности были отчасти оправданы. Поскольку под видом пленных, освобожденных из концлагерей, среди гражданского населения, проживающего на освобожденных от врага территориях, скрывались от заслуженного возмездия тысячи пособников гитлеровцев. Это объективный факт. С другой стороны, многие настоящие патриоты своей страны, честные люди из гитлеровской оккупации попадали в фильтрационные лагеря НКВД. Из ада да в преисподнюю. Такое выдерживали не все. И это тоже горькая правда.