Донбасс Православный
Донбасс Православный Официальный сайт Донецкой епархии

Московский Патриархат
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

полоска
главная новости видео интервью статьи контакты карта сайта RSS лента

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА
 
МОНАСТЫРИ ДОНБАССА
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
 
ЕПИСКОПАТ И ДУХОВЕНСТВО
 
ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ
 
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
 
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СМИ
 
ОБРАЗОВАНИЕ
 
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
 
БИБЛИОТЕЧКА
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
ФОТОАЛЬБОМ
 
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ


  Интервью
«Великий пост – это духовный санаторий»
Видео   Видео
"Дорога к храму" онлайн
26.02.2012
 Фоторепортаж
Праздник Торжества Православия

Подписка на журнал

Фестиваль православних ЗМІ

Участок литья колоколов ПрАО "Донецксталь"-МЗ"

Блог телевизионной редакции пресс-службы Донецкой епархии УПЦ МП

Сообщество Православных Журналистов
 Донбасс Православный на Facebook
голубь

Статьи / Анастасия Рева

От Крещения к просвещению

Накануне Пасхи ко мне в гости приехала двоюродная сестра. Когда-то давно нас крестили в одном храме, в один день, только крестных родителей нам выбрали разных.

Так уж случилось, что мне с крестными "повезло" несколько больше: с самых первых дней они водили меня в храм, к Причастию, познакомили со священником. Жизнь в Церкви с самого детства стала для меня чем-то само собой разумеющимся. Именно поэтому я так удивилась, когда вечером, подавая к чаю постное печенье, услышала от сестры недоуменный вопрос:
- А в этом доме молоко к чаю подается?
- А ты разве не постишься? - удивилась я.
- Не пощусь.
- А в храм на Пасху пойдешь?
- В храм пойду. Только утром, паски и яйца посвятить.
- Почему же только утром? Пойдем с вечера, помолимся, Крестным ходом пройдем.
- Всю ночь простоять? - округлила глаза сестра. - Я не смогу! И потом, в храме всегда много людей, душно, бабушки так и норовят рассказать, что ты не ту юбку надела, да еще всю ночь монотонную речь слушать… Извини, просто не вижу в себе столько сил!

Пообщавшись с сестрой, я задумалась: а сколько людей приходят в храм на Пасху вот так - утром, яйца посвятить, не задумываясь о том, какую огромную радость, благодать они попросту просыпают.

Что же мешает тысячам людей приходить в храм? Страх? Или, может быть, стереотипы, навязанные с детства? Что мешает людям, крещенным с нами одним Чином, в одних храмах, быть не захожанами, а прихожанами?

Выяснив у сестры причины, по которым она обходит храм десятой дорогой, я попыталась на каждый ее аргумент предложить свой контраргумент.

И вот что у нас получилось…

Каждый человек, не посещающий храм, ищет причины, по которым он этого не делает. Какие-то причины из этого списка с годами менялись, какие-то остаются актуальными и по сей день. Из тех причин, которые канули в лету годков эдак 20 назад, с уверенностью можно назвать советский запрет, сургучной печатью наложенный на православные храмы. Однако с той поры, когда государство официально перестало чинить препятствия богослужебной деятельности, прошло уже более двадцати лет. А многие люди и до сих пор прикрываются лозунгом: "Нас не учили, мы не знаем".

Анастасия Рева. От Крещения к просвещению

"Храм находится далеко".

"Храм находится далеко" - одна из самых распространенных отговорок. Действительно, раньше в это утверждение можно было поверить, когда на село, или даже целый миллионный город, например, Новосибирск, приходился лишь один храм.

Но времена кардинально изменились. И сегодня в одном только Донецке действуют около пятидесяти православных храмов, а если говорить о Донецкой области, то тут число храмов, молельных комнат, часовен и вагончиков, приспособленных для богослужений, и вовсе достигает 697. Согласитесь, при такой внушающей цифре лозунг "Храм находится далеко" попросту теряет право на жизнь.

"В храм мне ходить незачем, потому что Бог у меня в душе,

- утверждают люди и продолжают: - Я не такой фанатик, как те, кто каждый день молится, бьет поклоны и стоит на коленях".

Фразу о фанатиках мы рассмотрим немного позже, а что касается первой части утверждения, то это весьма спорно, поскольку говорить, что Бог в душе, может лишь человек, полностью Богу эту самую душу посвятивший. Например, преподобный Серафим Саровский или праведный Иоанн Кронштадтский.

При более близком рассмотрении души человека, утверждающего, что именно там живет Бог, оказывается, что в душе живет вовсе не Он, а некий идол. Идол, которого человек сам вырастил и которому служит; идол, который потакает всем страстям, который позволяет совершать банальные грехи, такие, как, например, пьянство, курение, разврат. Этот идол не приносит ни радости, ни удовлетворения, кроме того, душа все равно остается неспокойна, она ищет чего-то более высокого и чистого, нежели ты сам.

Практика показывает, что человек мечется до тех пор, пока его не приводят в чувство какие-либо плачевные жизненные обстоятельства, например, болезнь близкого человека. Тогда люди забывают, что Бог живет у них в душе, и со всех ног бегут в храм. Помолиться, поставить свечку, обратиться к великомученику Пантелеимону Целителю. Горе в семье зачастую становится огромной встряской, после которой человек обращается к Богу. Неужели нужно доводить до такого момента?

"В храме толчея, там слишком много людей".

Люди, не часто заходящие в храм, искренне полагают, что та давка, которая бывает в Светлое Христово Воскресение или Рождество, продолжается в течение всего года. А еще многие уверены, что христиане молятся исключительно на Пасху. Другие считают, что у верующих вообще существуют лишь праздники, на которые что-то можно освятить.

Например, воду, вербу, яблоки, паски. Поэтому для похода в храм они выбирают именно дни соответствующих праздников. И вдруг оказывается, что таких захожан, желающих освятить паски, много. Начинаются претензии: "Я тут стоял", Прекратите толкать меня в бок". Именно эти ситуации и создают впечатление, что в храме собираются ворчуны и бурчуны. Именно эти ситуации и формируют впоследствии воспоминание о Церкви - душное, темное, тесное помещение.

Если вы человек невоцерковленный, попробуйте зайти в храм в тихий будний день, когда идет служба, когда ничего не раздается и не освящается. Попробуйте стать в углу, где вас никто бы не трогал, закрыть глаза и полностью отключиться от повседневных забот. Попробуйте хоть раз в жизни впустить Бога в свое сердце.

"На службе скучно".

Зайдя в храм в будний день на службу, человек зачастую сталкивается с другой проблемой - здесь ему становится скучно. Уже никто не толкает, ничего не освящают, никто не пристает. Остаются только непонятные слова молитв да запах ладана.

Действительно, служба мало напоминает развлекательное шоу. Развлечением богослужение могло быть где-то до середины XX века, когда оно оставалось единственным собранием, за исключением театра. Сегодня мы живем в информационном обществе, в обществе, где нас приучили развлекать свой ум.

Православное богослужение не ставит своей целью развлечь человека, в отличие, например, от собраний протестантов, где каждая встреча превращается в шоу, которому предшествует большая подготовка - с разработкой сценария, драматургии. Такие собрания развиваются по всем театральным жанрам и имеют большой успех. Это видно и по количеству машин, на которых приезжают прихожане, и по росту протестантских и тоталитарных сект, и по количеству тех, кто потом проходит реабилитацию в специализированных медицинских учреждениях как жертвы тоталитарных культов.

Православие в этом смысле действительно малоинтересно. Достаточно прийти на службу 3-4 раза, чтобы понять, что священник совершает одни и те же действия. Суть церковного богослужения состоит не во внешнем, она состоит в глубокой внутренней молитве.

Кроме того, неправильно быть просто зрителем службы. Человек должен понимать, зачем он сюда пришел. А в храм приходят всегда ко Христу. А значит - для причащения Святых Христовых Тайн.

Если человек приходит, чтобы быть со Христом, чтобы прикоснуться к Чаше, то и ожидание будет не нудным, а радостным - оно будет таким же, как ожидание родного, близкого, любимого человека.

"В Церкви ничему не учат".

Однако это не совсем так. В Церкви есть проповедь сегодняшнего дня, в которой актуализируются именно те моменты, которые собрали людей в этот день в храме.

Для того чтобы изучать слово Божие, во многих храмах существуют библиотеки, воскресные школы для детей и взрослых. Человек может взять какую-то книгу, из которой узнает мнение святых отцов по тому или иному вопросу.

Единственное - нужно помнить, что ни один учебник не заменит живого общения, которое можно получить только в храме.

"Со священником никогда не поговоришь, он не обращает на людей внимания".

На самом деле обращает, но во время, не занятое богослужением и требами. На богослужении священнослужитель должен заниматься своим делом - молиться.

Согласитесь, глупо было бы обвинять охранника в молчаливости во время несения своей службы. Странно было бы обвинять делающего операцию врача в том, что он не захотел пообщаться на свободную тему. Никто не осудил бы преподавателя, строго посмотревшего на человека, который зашел в класс без стука. Но после урока, службы или операции эти люди обязательно поговорили бы с вами, дали совет. Так же и священник, который, по сути, является и врачом, и преподавателем, и охранником души, с удовольствием выслушает вас после богослужения.

Приходя в храм на Пасху, помните, что священник вместе с прихожанами прожил 40 дней Великого поста и Страстную Седмицу, в течение которой он молился ежедневно с утра до вечера. И поговорить он с вами не может отнюдь не потому, что вы нежеланный гость в храме или батюшка хочет быстрее разговеться. Причина в банальной усталости. Ибо священники - тоже люди.

"Противные бабушки".

Причина не идти в храм из-за бабушек, которые так и норовят отметить, что ты не так свечку держишь или неправильно одета, имела место быть лет 20 назад, когда в храмы не пускали молодежь, и возрастная пирамида прихожан была смещена в сторону представительниц женского пола за 60.

Теперь картина изменилась, в храме стоят молодые люди всех возрастов и профессий - врачи, учителя, военные, профессора, рабочие.

Что касается бабушек, то, несомненно, они - самые реагирующие на новых людей и неверные действия. Здесь можно пожелать лишь научиться прощать. Ведь мы умеем прощать наших мам, бабушек за то, что они не в меру выражают свое желание научить нас жизни. Примите и замечание бабушки в храме как должное, со смирением. И обязательно постарайтесь простить ее.

"Все православные - фанатики".

Те, кого вы называете фанатиками - это зажженные светильники, которые могут согреть других людей. А тлеющая головешка может лишь наполнить все едким дымом и вызвать слезы.

Тот, кто куда-то идет, всегда ошибается. Человек может споткнуться, перестараться, но опыт святых и жизнь Православной Церкви говорят о том, что тот, кто живет настоящей духовной жизнью, руководствуется словами Иисуса Христа: "По тому узнают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собой".

Любовь - это именно то, что отличает христианина от представителя другой веры.

"В храме нельзя пообщаться".

Да, действительно, в храме во время богослужений мы общаемся только с Богом. Все культурные, эстетические, интеллектуальные вопросы остаются за пределами храма.

Однако человек должен понимать, что общение с братьями по вере является очень важным. К сожалению, мы еще несем на себе отпечаток атеистического строя, когда вся жизнь христианина сводилась лишь к богослужебной или, как говорили тогда, культовой деятельности. Любые формы внебогослужебного общения жестко ресекались. Именно поэтому люди нецерковные и до сих пор считают, что в Церкви только молятся.

Сейчас практически при каждом храме имеются общины, которые живут полной жизнью - с воскресной школой и чаепитиями, соревнованиями и паломническими поездками, которые не заменяют собой богослужения, а являются продолжением и проявлением духовной жизни христианина.

Заговорившись с сестрой, мы не заметили, как встретили рассвет.

- Ну что, может, рискнем сходить на ночное богослужение в пасхальную ночь? - осторожно спросила я.

- Пойдем. Только вот все равно страшно…

- А ты не бойся. Главное - сделать первый шаг, попробовать помолиться. Простыми, бесхитростными словами. О близких и родных, о том, чтобы все были здоровы и счастливы.

В храме не так важно количество людей или удаленность его от троллейбусной остановки. В храме важно то, как ты себя чувствуешь. Важно ощутить, что ты вернулась в родной уютный дом, где тебя давно ждут и очень любят.

Анастасия Рева

   Другие статьи этого автора
   Отправить комментарий к статье
   Читать другие комментарии (0)  
Все статьи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Выставка детского рисунка «Православная моя Украина»
Православный семинар «Алкоголизм, наркомания. Выход есть!»

Помогите спасти жизнь!

Благотворительная акция
График пребывания икон со Святой Горы Афон в храмах Горловской епархии
Встречи в православной гостиной

Свет Радонежа
Паломнические поездки
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
Епархиальные проекты
 
«ПРАВОСЛАВНА МОЯ УКРАЇНА»
 
Хоровая школа
«БЛАГОВЕСТ»
 
«ІСКОРКА БОЖІЯ»
 
Донбасское православное общество
«Трезвение»
 
Семейный православный центр «ОТРАДА»

Жить завтра. Украинская Открытая Ассоциация организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями
 

Аборт и его Последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации.
 
 
Статьи донецких авторов
 
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.1)
...
  Как сбивают температуру, или развод отменяется (ч.2)
...
 Зачем православным китайский гороскоп?
(+ видео)

...

 
вверх страницы на главную карта сайта отправить письмо

Голубь 

Проект «Донбасс Православный»

© Copyright
Украинская Православная Церковь
Донецкая и Горловская епархии

В помощь всем желающим благочестиво жить и православно веровать в Бога

 

Наш адрес:

Донецк, 83062, ул. Тушинская, 7

e-mail:

Разработка и сопровождение проекта - Sorb (http://sorb.com.ua)

При использовании материалов с сайта - просим указывать нашу гиперссылку www.ortodox.donbass.com