Церковь в борьбе за трезвость
Время вновь приближает нас ко дню православного трезвения - 11 сентября - День усекновения главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник установлен в марте 1914 года по благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Мы видим, что и в настоящем времени тема трезвения нашего народа приобретает с каждым годом большое значение. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов". И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, отсутствие духовно-нравственного миропонимания непременно приведет к духовному кризису, к целому комплексу психических и физических расстройств личности.
Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является заботой Церкви. Проблему пагубных пристрастий к винопитию и табакокурению Церковь рассматривает, прежде всего, как духовно-нравственную, а не только как медицинскую.
Рачинский Сергей Александрович |
Основоположником русских православных трезвенных традиций по справедливости считается выдающийся ученый, педагог и подвижник благочестия Сергей Александрович Рачинский. Он впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Рачинский обращал внимание на то, что проблема страждущего от винопития - это прежде всего проблема всей семьи и прихода. Именно члены семьи и прихожане должны были заметить начало развития алкоголизма у своего ближнего. Они вместе с педагогами обязаны были надежно оградить подрастающее поколение от этой духовно-нравственной болезни. Особое значение С.А. Рачинский придавал примеру самого учителя. Без собственного опыта трезвения все его слова о трезвости так и останутся словами. С.А. Рачинский писал: "Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи".
После смерти Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором в 1889 году было основано Александро-Невское общество трезвости. Священник Александр Рождественский, возглавивший общество трезвости, ставил задачу гораздо шире, чем только борьба за трезвость его членов. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе.
Священник Александр Рождественский |
Основанное им Александро-Невское общество трезвости уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек и было самым многочисленным в России. "Ведь это значит, - писал известный литератор Евгений Поселянин, - 70 000 семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это громадная область, оторванная у сатаны, это - великий живой дар Царствию Божию".
Иеромонах (впоследствии игумен) Павел (Горшков) создал в 1905 году первую в России школу трезвости. Цель деятельности школы была сформулирована ее основателем так: "Чтобы будущие граждане были более способными к труду, необходимо наших детей развить прежде всего физически, затем влить в них струю трудолюбия, а потом, чтобы не сошли они с этих жизненных крепких рельс, предупредить их о гибельном последствии пьянства".
С 1909 года учение о трезвости преподавалось в духовных семинариях, а с 1910 года - в церковно-приходских школах. Педагогическая общественность России широко обсуждала проблему обучения трезвости в школе. Выпускались учебники трезвости, авторами которых были священники, издавались журналы и брошюры. Была создана цельная комплексная система образования и воспитания народа в духе трезвости и благочестия.
Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом в Санкт-Петербурге в декабре 1910г. С благословения Святейшего Синода, российское духовенство участвовало и в организации Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве в 1912 году. С речью при открытии съезда выступил преосвященный епископ Гомельский Митрофан, являвшийся в то время Председателем Комиссии по борьбе с пьянством при Государственной Думе.
На Втором съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) сказал: "В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещание воздерживаться от пьянства (обет трезвости) укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". Делегаты съезда в то время единодушно приняли следующую резолюцию: "Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника". В начале XX века государство совместно с Православной Церковью, понимая, что главная причина пьянства находится в духовно-нравственной жизни народа, объединив усилия в её решении, достигли впечатляющих результатов: потребление алкоголя было снижено с 4,7 до 0,2 литров на душу населения в год.( Сегодня употребление выросло до 25 литров в год на человека! ).
В 1914 году на период мобилизации на I Мировую войну было принято решение закрывать питейные заведения. Святой страстотерпец Царь Николай II поддерживал усилия общественности по утверждению трезвости, он писал: "Постоянно обдумывая и проверяя полученные мною впечатления, я пришел к твердому убеждению, что нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил множества моих верноподданных. Трезвость народа - надежная основа его мощи и благосостояния". Разделяя обеспокоенность Царя, Государственная Дума на январском заседании 1915 года одобрила запрещение продажи спиртных напитков. Выражая мнение большинства членов Думы по этому вопросу, ее председатель М.В. Родзянко сказал: "Прими, великий Государь, земной поклон народа своего! Народ твой верит, что отныне былому горю положен прочный конец!"
В наши дни, к сожалению, сложилась парадоксальная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, его считают ненормальным. Хотя многие эксперты полагают, что в настоящее время Украина переживает алкогольную катастрофу, разрушающую все сферы человеческой жизнедеятельности. Несмотря на это, трезвость как нравственная ценность осмеивается и осуждается. Сложившаяся сегодня в Украине ситуация требует использования богатейшего опыта воспитания в трезвости, накопленного в традициях Православной Церкви.
В нашей епархии, по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, создано "Донбасское православное общество Трезвение". Основная задача созданного общества не только борьба с пьянством как таковая, а утверждение трезвости, изменение морали нашего общества.
Сегодня нужно обозначить труд на ниве трезвости, каким он видится членам "общества Трезвение":
Органам государственной власти необходимо разработать мероприятия по снижению употребления алкоголя, создать законопроекты, регулирующие производство, продажу и потребление алкогольных и табачных изделий; осуществлять надлежащий государственный контроль за исполнением вышеназванных законов.
В образовательных учреждениях надо вводить профилактических программы, направленные на недопущение потребления алкоголя и табака детьми и подростками. Нужно создавать зоны трезвости, особенно около учебных и воспитательных учреждений. Есть интересные примеры профилактических мероприятий в школьной среде. Вот уже третий год подряд Екатеринбургская епархия проводит "Соревнование классов, свободных от курения". В 2007-2008 учебном году в соревновании приняли участие 118 старших классов из школ Екатеринбурга и области. Программа соревнования насыщена различными мероприятиями в течение всего учебного года. Это и творческие конкурсы, и познавательные беседы, и спортивные состязания. Целью проекта является предупреждение подросткового курения, формирование устойчивой ориентации на здоровый образ жизни и духовно-нравственное совершенствование.
В целях утверждения трезвости в украинском обществе необходимо организовать просветительскую работу по развенчанию алкогольных и табачных мифов, навязывающих определенные модели поведения, деформирующие сознание людей. Существует большая потребность в социальной рекламе трезвой направленности.
Следует возродить Праздник трезвости в День Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи 11 сентября. В этот день в городах и селах проходили лекции, раздача антиалкогольной литературы и значков, совершались крестные ходы.
Настоятелям православных храмов необходимо организовывать в своих приходах церковные общества трезвости, а в воскресных школах при своих храмах учреждать изучение науки трезвости как взрослыми, так и детьми.
Долг человеколюбия, страшные результаты массовой алкоголизации страны побуждают христианина полностью отказаться от употребления алкоголя. Но при этом трезвость для православного человека не является самоцелью, хотя и представляет одну из важнейших ступеней на пути к добродетелям. Воистину, полная трезвость подрывает весь фундамент здания страстей человеческих и приводит к бодрствованию и трезвению ума. Православный человек, отказываясь совершенно от употребления спиртного, отсекает, по слову Господа, соблазн от самого себя и от своего ближнего, подавая этим благой пример воздержания окружающим.
Прислушаемся к слову апостола: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить…"1 Пет. 5. 8.
Председатель Донбасского православного общества "Трезвение",
Благочинный Ясиноватского округа, протоиерей Виталий Бакун